09 Декабрь 2019, 14:05

Автор Тема: Как сделать наброски акварелью  (Прочитано 5597 раз)

Описание:

Оффлайн Nastya

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 12
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Известный русский художник-педагог П. Чистяков говорил своим ученикам: «Вся мудрость, увидев цвет, определить, из каких красок он состоит».

Поэт может сказать:

"Медлительно нисходит день осенний,
Медлительно кружится желтый лист,
И день прозрачно светел, и воздух дивно чист…"

Да, так бывает в природе. А вот как передать это на картине?

Вспомни, как ты работаешь красками: голубое небо – голубой краской, зеленое дерево – зеленой и так далее. Про такие картинки говорят, что они раскрашены.
Для составления оттенков, для поиска нужного цвета художники пользуются палитрой. Твоей палитрой может стать оргстекло, полистирол, белое блюдце или тарелочка.

Как первое упражнение можно выполнить набросок желтого осеннего листа. Говорят, что на вкус и цвет товарища нет. Но смотри – осенью из садов и парков редко кто уходит с пустыми руками. Дети и взрослые уносят целые охапки желтых, желто-розовых, красных листьев. Охапки букетов осени.

Выбери себе из этого букета лист. Лучше всего кленовый. Прежде чем начать рисовать, внимательно рассмотри его. Поверхность его пронизывают прожилки. Оттого он такой упругий и гибкий. Центральная прожилка переходит в ножку-черешок. От этой прожилки веером расходятся еще четыре и заканчиваются острыми краями листа.

Положение листа на белой бумаге намечается легкими линиями. Главное, чтобы изображение не оказалось слишком большим или слишком маленьким. Изгиб, движение листа можно проследить по центральной прожилке. По ней же намечаются остальные. От кончиков прожилок намечается силуэт листа. Каждый неповторим, постарайся найти его характер, добиться сходства. Чтобы он не был слишком вытянутым или слишком широким, изображение все время сравнивай с натурой.

Вот теперь можно приступать к поискам цвета. Лист желтый. Но, положив на палитру желтый цвет, мы убедимся, что на цвет листа он совсем не похож. Слишком яркий. А краски осени приглушенные. Ближе к натуре охра золотистая. Но и она одна не годится. По сравнению с ней лист слегка зеленоватый. А что, если добавить к охре немного зеленой краски? Но какую выбрать? Есть зеленая травяная (светлая ярко-зеленая), изумрудная зеленая (более темная, но тоже яркая), кобальт зеленый темный (темно-зеленая), есть окись хрома (не очень темная, глухая по цвету). В данном случае лучше всего добавить кобальта зеленого или окиси хрома.

Когда основной цвет найден, пропиши им вес изображение. Конечно, оно еще не похоже на реальный, живой цвет. Какие-то участки листа имеют красноватого оттенка, другие оранжевого. Эти оттенки лучше вводить в изображение, пока краска не высохла. По сырой бумаге цвет красиво сливается с другим, делая этюд живописным.

Начинающий обычно боится воды в акварельной живописи. Наоборот, вода – хороший помощник акварелиста. А если на бумаге ее собралось так много, что она вот-вот готова скатиться, тогда надо быстро отжать кисть и кончиком аккуратно собрать лишние капли.

За один сеанс лучше сделать несколько изображений осенних листьев. Возьми на этот раз какой-нибудь красный лист. Опять находим общий цвет. При смешении красок на палитре надо стараться использовать не более трех красок. Не следует смешивать краски, противоположные на цветовом круге (зеленый с красным, оранжевый с синим, желтый с фиолетовым), - получится грязь. Если цвет на палитре выйдет чересчур интенсивным, его можно сделать менее насыщенным, добавив немного черного.

Цвет характеризуется тремя качествами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. Под цветовым тоном понимают качество цвета, то есть относят по сходству к тому или иному цвету спектра.

Качества цвета зависят от того, как различные поверхности поглощают и отражают свет. Если днем смотреть из окна на соседний дом, то окна кажутся намного темнее стен. Это потому, что стекло, пропуская свет в помещение, очень мало его отражает. Способность поверхностей отражать свет зависит и от фактуры материала. Гладкая черная поверхность будет казаться светлее черного бархата. Светлоту цвета изменяют добавлением в акварельные краски определенного количества воды, а в гуашь – белил.

Чтобы понять, что такое насыщенность цвета, сравним цвет желтого лимона с цветом желтого осеннего листа. Поверхности их одинаковы по светлоте. Но цвет у лимона ярче.

Все качества цвета художник использует в совокупности. Главнее – поиски цветовых отношений непосредственно в работе и постоянный анализ натуры.

Теперь нашей натурой будут овощи и фрукты, разложенные на нейтральном фоне, обладающем мало насыщенной цветовой характеристикой. В таком окружении поставленные предметы будут выгодно выделяться. Освещение четкое, боковое. Начинать лучше с набросков отдельных предметов, с внимательного анализа их формы и цвета.

Возьмем, например, зеленое яблоко и положим на светло-серую ткань. По форме яблоко похоже на шар, только не совсем правильный. С противоположных сторон на нем углубления, в одном из которых торчит плодоножка.

В отличие от листьев, овощи и фрукты объемны. Передача цвета объемного предмета сложнее, чем плоскостного. Наше яблоко мы определили как зеленое. Это собственный, или локальный, цвет предмета. Рассматривая это яблоко при разном освещении (днем, при желтоватом или желтовато-красном искусственном освещении), мы постоянно воспринимаем его как зеленое. Такое свойство зрения называется констнатностью восприятия.

Но при воспроизведении предмета придется учесть и характер освещения. Часть яблока, обращенная к окну, будет иметь холодноватый оттенок, она светлее и насыщеннее в цвете в сравнении с теневой поверхностью. Дневной рассеянный свет в помещении придает холодный оттенок освещенным поверхностям предметов.

Известно, что холодными называют голубые, синие и фиолетовые тона, а теплыми – желтые, оранжевые и красные. Алая краска холоднее краплака, а изумрудная зеленая – окиси хрома. При составлении красок на палитре любому цветовому тону можно придать более теплый или более холодный оттенок.

Самое светлое пятнышко на освещенной поверхности называется бликом. Свет падает на это место под прямым углом. Блик не только выражение светлоты, но и материальности предмета. Он сразу отмечается на рисунке и не закрывается цветом.

Теперь рассмотрим теневую поверхность яблока. Нужно передать отношения освещенной и теневой поверхностей. Только тогда яблоко будет выглядеть объемным. Цвет в тени не просто более плотно взятый цвет освещенной поверхности предмета. В тени цвет будет еще и теплым. Запомните эту элементарную, но очень важную художественную истину: если свет холодный, тени – теплые, и наоборот.

На цвет влияют также и рефлексы, возникающие при отражении света от окружающих предметов. В нашем примере на не освещенную часть яблока попадает свет, отраженный от освещенной ткани. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что освещенная поверхность постепенно переходит в тень, а затем в рефлекс, который всегда чуть-чуть светлее границы света и тени. Поставив зеленое яблоко на оранжевый фон, вы можете заметить в рефлексе оранжевые оттенки. И так будет во всех подобных случаях.

А какого цвета тень на зеленом яблоке, помещенном на нейтральном сером фоне? Здесь вступает в силу закон дополнительных цветов. Для зеленого цвета дополнительным будет красновато-фиолетовый. Значит, оттенки красного и фиолетового присутствуют в тени на яблоке.

Выполняя живописные наброски фруктов и овощей, старайтесь сочетать цвет предмета с фоном. Для этого предмет связывают с плоскостью падающей тенью. Цвет такой тени также зависит от рефлекса, но теперь уже отбрасываемого предметом. В нашем примере серая поверхность в тени приобретает зеленые оттенки.

По светлоте тень на предмете и тень от самого предмета почти не отличаются, даже если светлый предмет находится на темном фоне. Иногда, только сильно прищурившись, можно увидеть самые важные оттенки и их силу.

Характер набросков овощей и фруктов учитесь варьировать, размещая объекты на цветных драпировках, группами, при рассеянном освещении. Работая красками, приучайтесь сразу брать цвет и класть его по форме предметов. От обилия воды случайные переливы цвета, особенно в тени, нередко создают живописные, взаимоувязанные отношения теней.

Тренируйтесь, и все у вас обязательно получится. Творческих вам успехов!

А школа живописи Проект Люди Искусства с большим удовольствием поможет Вам в этом.
Добро пожаловать на наши Мастер-классы - масляная живопись, акварель и пастель!