26 Апреля 2024, 00:08

Автор Тема: Мнемотаблицы как эффективное средство развития речи дошкольников.  (Прочитано 16208 раз)

Описание:

Оффлайн Просто Мария

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 272
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Какую радость доставляют первые произнесенные слова ребенка. Сколько сил и времени родители готовы отдать его всестороннему развитию и созданию благоприятных условий для взросления.

Но мало кто знает, что именно до трехлетнего возраста у ребенка есть необыкновенный ресурс запоминания и хранения большого объема новой информации.  Поэтому на этом этапе начиная от года до трех лет важно уделять особое внимание чтению вслух, разговорам с малышом, показывать различные картинки или игрушки произнося их название, оговаривая их форму, цвет, размер.

А лишь после 3 лет благодаря накопленному багажу лексических единиц, ребенок учиться использовать все слова в конструкциях речи.

И здесь, как педагогам, так и родителям может прийти на помощь современная методика по развитию речи малышей – работа с мнемотаблицами или опорными схемами.

Что это такое и как с этим работать?


Мнемотехника представляет собой совокупность  определенных правил и приемов, целью которых является упростить процесс запоминания новой информации.
Чаще всего мнемотаблицы имеют вид опорной схемы, на которой изображены картинки поэтапно связанные напрямую с сюжетом (смыслом) стихотворения или рассказа.



Как известно, в раннем дошкольном возрасте малышам приходится осваивать навыки решения различных задач, анализировать связи и отношения между предметами, явлениями. Опорные схемы помогают детям связать весь этот процесс воедино, не потеряв при этом сути. Именно благодаря мнемотехнике можно достаточно эффективно развивать и обогащать детскую речь, делать ее связной, последовательной  и грамотной.

Привлечь интерес  детей и зародить желание описывать устно, какие либо явления или объекты задача не из легких. Однако с появлением методики работы с мнемотаблицами  в этом направлении появились новые возможности. Ведь схема всегда находится перед глазами ребенка и служит ему подсказкой.



Активно применяются схемы для пересказов сказок, рассказов, для заучивания стихотворений, для составления рассказа о природе, о временах года, о животных и по другим различным тематикам.

Для начала взрослый (родители или педагог) читает текст, затем предлагает посмотреть на схему и соотнести ее с озвученной информацией. То есть на данном этапе происходит перекодирование абстрактных символов в опорные образы на схеме.

Затем уже с опорой на мнемотаблицу снова осуществляется пересказ взрослым, здесь упор делается на запоминание детьми на слух и визуально.

Следующим этапом может стать зарисовка – копирование схемы детьми, если она выполнена в простой доступной форме.

Далее ребенку дается возможность пересказать самостоятельно с помощью схемы услышанное.

Данная методика уже доказала свою высокую эффективность в решении проблем с затруднениями в развитии речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Оффлайн LAURA_62

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 219
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
А я еще и как педагог могу подтвердить эффективность такого метода. Во-первых, малышам очень нравится все что связано с наглядностью - а тут сплошные картинки, а если они еще и в разном цвете, то вообще чудесно! Во-вторых, я иногда предлагала детям самостоятельно придумывать схемки и они с радостью фантазировали, рисовали, у каждого получалось свое. И действительно когда у них перед глазами такая подсказка они и чувствуют себя гораздо увереннее во время ответа.

Оффлайн alena

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 107
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Я впервые в детском саду с такими схемами столкнулась. Нам иногда выдают тетрадки с занятий в саду и там было что-то подобное Я помню еще сама у воспитателей расспрашивала как с этим работать. Честно говоря на тот момент я подумала, что это ерунда какая то, что только мозги пудрят детям, путают таблицами всякими) А потом когда вникла, одобрила) Потому что мой ребенок точно благодаря подсказкам картинкам лучше воспроизводит текст)

Оффлайн Люб@шк@

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 130
  • Karma: +0/-0
  • Всем привет!
    • Просмотр профиля
В садиках по такой методике работают. По крайней мере в нашем точно. Много раз готовили пересказ по схеме, и стихи учили.Да неплохая идея.

Оффлайн Аннушка

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 72
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Это очень-очень эффективный метод.Я предлагаю больше не обсуждать как это здорово работает для наших деток, а делится прикреплять уже готовые таблички по различным темам. Чтобы все кому надо находили и брали себе на радость и на пользу детям) Ура!))


Буду первой. Так как на улице весна наконец, актуально будет по этой теме таблички. Ловите)

Оффлайн Матрешка-Memo

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 49
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля

Оффлайн Матрешка-Memo

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 49
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля

Оффлайн Просто Мария

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 272
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Предлагаю ряд схем, для тех, кто уже научился довольно четко говорить и может позволить себе изучать элементарные скороговорки!

Вперед к достижениям!

Оффлайн Просто Мария

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 272
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля

Оффлайн Екатерина

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Я нашла мнемотаблицы по сказкам, которые помогут малышам быстрее запомнить простые первые сказки.

1. Маша и медведь.


Оффлайн Екатерина

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
2. Мой любимый мультфильм и сказка "Жихарка".

Оффлайн Екатерина

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля