Речь – одно из самых важных умений ребенка, которое начинает развиваться в раннем возрасте. Уровень развития детской речи является также показателем правильного формирования многих других процессов в организме, например эмоционального развития. Процесс становления речи у каждого ребенка проходит по-разному, однако его принято делать на несколько этапов, которые рано или поздно проходит каждый малыш.
Первый этап (0 - 6 мес) – характеризуется подготовкой речевого аппарата ребенка, малыш начинает слушать и проявлять свой голос. Такие часто вызывающие у мам волнение реакции, как плач и крик, являются очень важными составляющими процесса развития речи, поскольку помогают
формированию голосового и артикуляционного отдела. Через пару месяцев после рождения ребенок начинает различать звуки и будет пытаться активно им подражать.
Второй этап (6 мес - 3 года) – период активного становления речи. После полугода ребенок произносит отдельные звуки, и даже слоги, пытается связать какие-то отдельные слоги с действиями и предметами. К первому дню рождения у большинства малышей появляются первые слова, которые можно понять. Годик – это условная граница, девочки начинают говорить раньше, мальчики – позже.
Третий этап (3 - 7 лет) – происходит активное
наращивание словарного запаса. Некоторые родители отмечают, что их трехлетка повторяет все подряд. Помимо запоминания новых слов и бездумного их повторения, дети начинают выстраивать свою речь, связывать слова друг с другом и строить предложения. К концу этого периода большинство детей владеют правильной речью и произношением, только у единиц отмечаются дефекты речи. Если к 7 годам они все еще есть, стоит обратиться к логопеду.
Четвертый этап (7 - 17 лет) – наращивание словарного запаса и его обогащение. Этот период характеризуется осознанным использованием всех существующих языковых средств. Очень важным процессом в школьном этапе является формирование письменной речи.
На своевременность и гармоничное становление каждого этапа в большей мере влияет среда обучения и воспитания ребенка. От того, сколько и как взрослые разговаривают с ребенком, зависит уровень развития речи малыша. Но не стоит забывать об индивидуальных особенностях детей, одному малышу достаточно грамотно и понятно рассказывать об окружающем мире, для другого требуется целенаправленное стимулирование речи.
Помочь развитию детской речи можно в виде игры, это будет интересно и наиболее эффективно. В раннем возрасте нужно как можно больше читать ребенку коротких стишков, песен, загадок и др. Маленький размер и рифма лучше усваиваются ребенком, их легко запомнить и разучить.
Речевой аппарат ребенка можно стимулировать с помощью пальчиковых игр, поскольку
развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи. Занимаясь лепкой пластилина и собиранием конструктора, родители могут помочь формированию его разговорного навыка. Для старших детей существуют специальные игры и упражнения, а если родители не могут самостоятельно помочь ребенку в процессе формирования речи, лучше обратиться к специалистам, чтобы развитие маленького человека продолжалось правильно и гармонично.
Лучшие логопеды Москвы для ваших детей по телефону: +7(495)999-03-17