Каждая женщина, которая является хорошей мамой, при планировании детей, сразу начинает задумываться и о том, какой же метод воспитания будет более приемлем для ее семьи и ее детей.
На сегодняшний день разработано множество методик воспитания и обучения детей с раннего детства, напечатано миллионы страниц, издано колоссальное количество книг по этой тематике. Сделать свой выбор становится все сложнее, а время неуклонно бежит вперед, не давая возможности экспериментировать с разными методиками и направлениями.
Ведь любой подход в воспитании ребенка, прежде всего, становится эффективным и начинает «работать» при условии его системности. Нельзя сегодня заниматься с ребенком по системе Монтессори, а завтра забыть об этом и перепрыгнуть на методику, скажем, Домана. Воспитательный процесс это дело ни одного дня, это вопрос постоянных тренировок различных умственных и физических функций ребенка.
Каждая страна имеет свой уникальный и индивидуальный взгляд на воспитание, сочетая в себе традиции нации и культуру народа. Но это вовсе не означает, что в этой стране не рассматриваются и не применяются методы, разработанные учеными из других государств.
Так, к примеру, большую популярность получила методика японского воспитания. О ней мы сегодня и поговорим подробнее, и попробуем раскрыть ее положительные стороны, и найти моменты, которые не лучшим образом подойдут для внедрения в воспитательный процесс в нашей стране. Традиции воспитания из страны цветущей сакуры.
Пожалуй, самым необычным для нашей культуры в отношении к детям в Японии, стала вседозволенность, которая длится с пеленок и до пяти лет. В отличие от российской женщины, японская может смело прийти в салон красоты с малышом и заниматься своей красотой и внешностью, в то время как ребенок будет заниматься всем, чем пожелает.
Он вполне может трогать инструменты мастеров, открывать и закрывать тюбики и баночки, рисовать на зеркалах водой и прочее. Здесь ему замечания никто не сделает, ведь подобное поведение является одним из этапов воспитания японской методики. В период до пяти лет взрослые относятся к детям, как к главному члену семьи, он носит негласный статус «короля».
Далее, когда ребенок вступает в пятилетний возраст и вплоть до подросткового – 15 лет, с ребенком принято обращаться как с подчиненным, как с рабом. И лишь после 15 лет ребенка удостаивают чести общения на равных. В Японии считается, что ребенок, достигший 15 летнего возраста, это вполне взрослый человек, который понимает свое место и свою роль в обществе, свои обязанности в семье, и безропотно подчиняется всем правилам «существования».
Многим может показаться такой подход в воспитании весьма парадоксальным. Ведь по нашим меркам выглядит это очень странно: если ребенку в детстве разрешать все, а потом ожидать, что став взрослым он будет дисциплинированным и законопослушным.
Возможен ли подобный подход в воспитании в среде с другой культурой?
Действительно, рассматривать эффективность японской методики в рамках российской культуры не целесообразно. Ведь Японские методы работают только там, где они неразрывно связаны с мировоззрением японской нации, а также ее образом жизни. Так, к примеру, важную роль играют традиции семьи: уклад японской отличен от российских семей.
Женщина здесь всегда хранительница очага, даже обращение к ней «канай» переводится как «внутри дома». Мужчине, как главе семьи привычнее обращение «сюдзин» - «хозяин» или «главный человек». Очень важна для японцев субординация не только в отношениях между мужем и женой, но и по отношению к детям и между ними. Чем старше становится ребенок, чет больше у него появляется прав, но вместе с тем и больше новых обязанностей.
Большое значение японцы придают тому, чтобы найти свое место в своей группе, и суметь там самореализовываться. С детства они внушают своим детям, что в одиночку он не сможет добиться успеха, лишь в коллективе, в команде его ждет удача.
Исходя из чего формируется основная задача воспитания: вырастить из ребенка человека, которой сможет слажено работать в коллективе. Возможно, для японской действительности это умение является самым главным. Однако такой явный перевес к групповому сознанию лишает возможности и умения ребенка (а в будущем взрослого) мыслить самостоятельно.
Даже один этот аспект уже идет в разрез с российскими принципами обучения, воспитания и развития: в нашем менталитете заложено взрастить личность самостоятельную, уверенную в себе, личность, которая не побоится пойти против системы, не побоится выделиться из толпы собственными идеями. Принимать решение и реализовываться не в рамках коллектива или группы, а самостоятельно, как отдельная полноценная уникальная единица социума.