29 Марта 2024, 00:52

Автор Тема: Научить малыша рисовать  (Прочитано 4434 раз)

Описание:

Оффлайн LOGOS

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 100
  • Karma: +777/-0
    • Просмотр профиля
Научить малыша рисовать
07 Октября 2013, 20:50
Научить малыша рисовать: подготовка.

Когда малыш дошкольного возраста говорит: «Я не умею рисовать» или «Я не люблю рисовать», - это тревожный симптом. Взрослые обязательно должны обратить на это пристальное внимание.

Дело в том, что дошколёнок ещё не умеет мыслить словами и мыслит, если можно так сказать, «картинками» - психологи называют такое мышление «конкретно-образным». Для того чтобы постичь сложный окружающий мир, ребёнку надо его увидеть, потом – услышать, ощупать и, возможно, попробовать на зуб, а потом воспроизвести увиденное. Но он ещё не способен выразить впечатления словами – поэтому дети рисуют.

Рисуя, ребёнок познаёт и анализирует. Сопоставляет и делает выводы. Решает сложнейшие психологические задачи. Именно необходимость изображать побуждает малышей использовать любой более-менее подходящий предмет в качестве импровизированного инструмента для создания рисунка: дитя рисует хоть мелом на асфальте, хоть прутиком на песке, хоть маминой губной помадой на новых обоях. Рисование – необходимое занятие для ребёнка со здоровыми нервами и благополучной психикой.

Наше с вами дело, дорогие взрослые, по возможности облегчить малышу задачу: снабдить его подходящими инструментами и научить ими пользоваться.

В этой статье мы расскажем, как правильно выбирать материал для занятий рисованием с малышом от полутора до двух лет.

Выбор материала.

С давних времён бытует устоявшееся мнение: для занятий рисованием малышу нужны цветные карандаши и акварельные краски. Мы видели убеждённых и фанатичных противников фломастеров, а о более сложных и продвинутых техниках взрослые и знать не хотят. Этим самым они целенаправленно мешают развиваться своему малышу.

Чем младше ребёнок, тем слабее его пальцы и хуже развита мелкая моторика. Другими словами, двухлетний малыш ещё не может регулировать нажим. Что из этого следует? Он берёт цветные карандаши. Пытается нарисовать яркую линию. Получается тускло и блёкло. Тогда он жмёт на карандаш изо всех силёнок. Ломается носик-грифель. Всё. Больше рисовать нечем.

Далее. Акварель – краска сложная и капризная. Требует виртуозного владения техникой – отмывок, лессировки, разных кистей... Для того чтобы создать качественную живописную работу, надо умело регулировать взятое на кисть количество воды и краски, пользоваться губкой и тампоном – и знать ещё дюжину приёмов. Их все может освоить умный пятилетка, которого специально учат. Двухлетний малыш – не может. Ещё не развиты точные и тонкие движения пальцев, ещё не получается зачерпнуть столько воды, сколько необходимо, и не тот ещё понятийный и словарный запас, чтобы понять, что такое «отмывка». Поэтому малыш щедро льёт в краски воду, а потом так же щедро зачерпывает всей кистью краску и трёт ею по листу. Всё течёт и пачкается. Голубое небо и зелёная трава выходят одного цвета – чёрно-бурого. Затёртый лист бумаги усеян волосинками с ободранной кисти. И эту картину все наблюдают с умилением: малыш пытается справиться с непосильной задачей, а взрослых это только забавляет.

Между тем, исправить ситуацию очень легко. Вместо цветных карандашей – толстые фломастеры с маркировкой «разрешено от одного года», восковые мелки и пастель. Вместо акварельных красок – гуашь ярких чистых цветов и пальчиковые краски. Широкие кисти – начиная с №6. Палитра для гуаши и большие листы бумаги. Большие листы – это важно: малыш не должен чувствовать себя стеснённо и зажато.

Организация места работы.

Дабы не получить ребёнка, с ног до головы покрытого живописным слоем, и квартиру, разрисованную под Хохлому целиком, запомним пару простых правил и научим им малыша:

Во-первых, перед рисованием надеваем специальную одежду или фартук с нарукавниками.

Во-вторых, на стол стелим силиконовую подкладку или клеёнку, а на пол при необходимости – газету. И всё у нас будет чисто и аккуратно.

Научить малыша рисовать: линия и пятно.

Раньше, чем заняться изучением мира посредством его изображения, малыш должен понять, каким образом вообще можно что-то изображать. Как инструмент или материал оставляют след на бумаге. Как именно добиться того или иного эффекта. Поэтому дети всё время экспериментируют.

Родителей эти эксперименты обычно не радуют. Ещё бы! Ведь дитя полутора-двух лет лезет в краску руками, размазывает её по столу, смешивая цвета, пробует на вкус. Жуёт фломастеры, облизывает карандаши, чтобы штрих был ярче. Знакомо?

Именно поэтому некоторые взрослые попросту запрещают ребёнку рисовать, не задумываясь, что тем самым лишают его интеллектуальной свободы. Не стоит вести себя так жестоко и неразумно; любых неприятных последствий детских экспериментов можно избежать, нужно просто помочь ребёнку освоить изобразительные техники, начать играть с красками вместе с ним.

Для самых первых занятий, ещё не столько рисования, сколько знакомства с изобразительным материалом, нам понадобится вот что:

Во-первых, гуашь одного яркого цвета, любого – и палитра для гуаши.

Во-вторых, большой, лучше формата А3, лист плотной бумаги.

В-третьих, беличья кисть №8. К кисти мы добавим два крохотных аксессуара – головку кошки или собачки, вырезанную из открытки, к примеру, наклеенную на резинку, чтобы можно было надеть на кисть сверху, и изображение автомобильчика того же размера и тоже с резинкой. Их можно заменить крохотными игрушками, из тех, что надеваются на кончики дорогих карандашей.

Первое занятие. Пятно.

Перед этим занятием крайне желательно рассмотреть с малышом следы животных или отпечатки его собственных ножек на снегу или песке. Для этого занятия на кисточку надевается головка зверька.

Выкладываем перед малышом лист бумаги, ставим баночку с водой и палитру, на которой половина чайной ложки цветной гуаши. Напоминаю, что для работы гуашь должна по густоте напоминать хорошую сметану.

Приготовили всё это – и начинаем рассказывать сказку.

«Выпал во дворе снежок – белый-белый. Весь двор замело. Вот какой белый и гладкий, - проводим ладонью по листу и ребёнку предлагаем. – А киска-кисточка на чердаке испачкала свои лапки в краске – вот так, - и окунаем кисточку в краску. Первый раз делаем это сами, ребёнок наблюдает. – Испачкала киска лапки и побежала на двор. Вот так запрыгала по снегу: вверх-вниз! Вверх-вниз! – прикладываем кисть к бумаге, чтобы остался отпечаток, и убираем руку. – Что это киска-кисточка оставила? Правильно, это следы. По следам мы сразу узнаем, куда киска бежала, правда? А теперь, давай, ты будешь киской. Возьмём кисточку и дадим ей попрыгать. Бежала киска туда, бежала киска сюда – и из следов получилась дорожка!»

С полутора-двухлетним ребёнком это занятие с разными персонажами и на бумаге разного цвета можно повторить несколько раз. Цель заключается в том, чтобы он научился рисовать отдельные пятна и цепочки пятен, но самое главное – малыш сразу же, едва взяв в руки кисть, создаёт образ, который сам может узнать. Он не просто ляпает бумагу: он изображает знакомое ему явление окружающего мира.

Второе занятие. Линия.

Перед этим занятием мы рассмотрим колею, оставленную в песке или на снегу колёсами автомобиля или велосипеда. Для этого занятия на кисть надевается автомобильчик.

Готовим материалы и инструменты, как в прошлый раз – и начинаем рассказывать сказку.

«Выпал во дворе белый снежок. Холодно было на улице, ветер дул, и киска на чердаке, на тёплой батарее грелась. Зато из гаража выехала машинка – ей, железной, никакой мороз не страшен. Выехала она из гаража и покатилась по снежку: тррр! Би-бип! – ведём кистью по бумаге без отрыва, оставляя линию. – Что же это кисточка-машинка на снегу оставила? Правильно, это тоже след, да не просто след, а колея, длинная накатанная дорожка. Колёсики у машинки крутятся, ни на минуту от снега не отрываются – и след выходит длинный-предлинный. Далеко машинка уехала... А теперь ты будешь машинкой рулить. Би-бип! Поехали!»

Машинку можно заменить велосипедом, можно поиграть с легковой и грузовой машинкой и кисточками разной толщины. Рисуем дорожки разной длины и конфигурации – создаём представление о том, как получается линия. И опять же: мы не просто даём ребёнку возможность мазать – мы сразу создаём вместе с ним узнаваемый образ.

Закрепление материала.

После того, как линия и пятно технически освоены, можно некоторое время играть в них, разнообразя создаваемый ребёнком художественный образ. Скажем, рисуем жёлтые листочки, упавшие на зелёную траву – те же «следы» жёлтой краски на зелёном фоне. Или запутавшиеся ленточки любимой куклы. Или берём вместо кисточки фломастер и рисуем вместо пятен – точки (крошки для птички), вместо ленточек – нитки (у бабушки размотался клубок). Постепенно малыш укрепляется в мысли: он самостоятельно может нарисовать многие предметы из окружающего мира так, что их можно будет узнать.

Научить малыша рисовать: смешиваем краски.

На предыдущих занятиях мы учили ребёнка держать в руках кисточку, обращаться с краской и создавать первые несложные образы, для которых цвет, за редким исключением, не особенно важен. Но теперь пришло время познакомить малыша с тайнами цвета, с теми возможностями, которые предоставляет живопись. Мы будем продолжать создавать узнаваемые образы, теперь – с помощью живописных техник.

Для того чтобы заниматься эффективно, нам потребуется познакомить ребёнка с названиями трёх основных цветов, а постепенно он должен научиться различать и называть все семь цветов спектра. В подходящий момент мы будем заострять внимание малыша на цвете окружающих его предметов: «Какую футболку ты наденешь, жёлтую или зелёную?» «Какого цвета этот мячик?» «А кто скорей найдёт самое красное яблоко?»

Для первых занятий по живописи крайне желательно иметь пальчиковые краски. Можно и гуашь, но хорошая гуашь для детского творчества делается на основе пищевых красителей и патоки, она довольно-таки сладкая на вкус. Облизывать её с пальцев – безопасно, но привычка нехорошая. В пальчиковые краски добавляется безвредная горькая добавка: малышу не придёт в голову слизывать с ладошек такую невкусную краску, он будет использовать её только по назначению.

Пальчики, а не кисть – чтобы ребёнок всей ладонью ощутил правильные движения и сам процесс смешивания. Повторять и варьировать занятия потом можно и с кисточкой.

Первое занятие. Гори-гори ясно, чтобы не погасло.

Перед этим занятием крайне полезно понаблюдать, к примеру, на даче, как горит костёр. Как мерцают и меняются языки пламени, как они поднимаются вверх, как обугливаются и чернеют дрова, превращаясь в угли. Для занятия нам потребуется два листа А3 белой чертёжной бумаги и гуашь двух цветов: жёлтая и красная. Для пущей эффектности можно добавить и третий: сажу.

Помним, что во время рисования пальчиками рядом должна быть влажная салфетка, чтобы вытирать руки после работы с каждым цветом.

Итак, рассматриваем с малышом лист бумаги, краски, называем их цвета – и начинаем рассказывать сказку.

«Папа зажёг огонёк – и огонёк стал разгораться. Сначала это была маленькая-маленькая жёлтая искорка, но потом костёр вдохнул воздух, дотронулся до дров и стал расти, - окунаем кончики пальцев в жёлтую краску и проводим волнистым движением снизу вверх, подражая движению языков пламени. – Разгорался наш костёр, дышал, становился всё сильнее и мерцал разными цветами. Кроме жёлтых языков, появились и красные, тоже стали дрова лизать, - берём красную краску и проводим по жёлтой. – И смотри-ка, что за чудо вышло? Был костёр жёлтым, был жёлто-красным – а теперь снова переменился! Что же это за цвет получился? Ух, ты! Откуда же взялся оранжевый цвет? Мы ведь не брали оранжевую краску! Вот так фокус получился: смешался жёлтый цвет с красным, и вышел оранжевый. И стало у нас пламя как настоящее. Остаётся только чёрные дрова пририсовать».

После показа предлагаем малышу нарисовать свой костёр. Перед тем, как дать ему окунуть пальцы в краску, делаем вместе это волнистое движение снизу вверх в воздухе, сухой рукой. Когда работа завершена – вместе любуемся тем, как костёр горит и мерцает.

На этом занятии мы решаем сразу несколько задач: продолжаем учиться рисовать линию, теперь – заданной конфигурации, смешиваем краски, но самое главное – создаём сложный художественный образ, безусловно, узнаваемый ребёнком.

Второе занятие. Глубокое синее море.

Показать малышу море не все могут. Кто сумеет – тот молодец, но если не получилось с путешествием, на помощь придут видеозаписи и фотографии. Рассмотрим, как блестит под солнцем морская вода, как горят на ней блики, как меняется её цвет – от тёмно-синего на глубине до зеленоватого у поверхности. Для занятия нам понадобятся синяя и жёлтая гуашь, два листа А3 и «парус одинокий» - треугольничек белой бумаги, приклеенный к тёмной «лодочке».

Как всегда, рассматриваем бумагу, рассматриваем и называем краски и рассказываем сказку.

«Ночью море дремало, только тихонько дышало, синие-синие волны мерно поднимались и опускались вверх-вниз... – окунаем пальцы в синюю краску, рисуем вертикальные волнистые линии. – Вот какие были волны, вот как они качались. Дремало море до самого рассвета, а на рассвете взошло жёлтое солнышко и бросило в синие волны свои жёлтые-жёлтые лучики. Закачались лучики вместе с волнами, - берём жёлтую краску, смешиваем с синей теми же волнообразными движениями. – Что за чудо! Смотри-ка, море проснулось! Какой же цвет теперь у нас получился? Снова фокус: смешался синий морской с жёлтым солнечным и вышел зеленоватый аквамарин, настоящий цвет яркой морской воды! Не брали мы зелёную краску – сама появилась из синей и жёлтой! Стало море настоящим – и поплыла по нему лодочка под парусом...»

После показа предлагаем малышу повторить. Помним: волны сперва рисуем в воздухе сухой рукой, потом – на бумаге. И у него снова получается узнаваемый образ. Так закладываются основы живописной техники.

Научить малыша рисовать: образы окружающего мира.

На предыдущих занятиях мы научили малыша основным вещам, которые необходимы будущему художнику: обращению с линией и пятном и обращению с цветом. Дело за малым: научиться изображать окружающие предметы.

Если всё было сделано правильно, ребёнок полон энтузиазма и уверен в себе. У него создалось ощущение, что он может нарисовать всё, что увидит. Утвердите его в этой мысли. Помните, что художественное мышление – это сначала глаз, а потом уже рука. Учите малыша видеть.

Для следующего этапа нам понадобится научиться распознавать и изображать простейшие геометрические формы: круг, квадрат, треугольник. Сперва малыш учится узнавать эти фигуры, когда они вырезаны из картона или фанеры, потом – в окружающем мире. Играем в «рисование без кисточки»: какой формы эта вещь? А какого цвета? Давай нарисуем в воздухе.

Первая фигура, которую мы рисуем в воздухе, а потом и на бумаге – это круг. Простейшее и весёлое изобразительное упражнение – «клубочек»: давай поможем бабушке нитку в клубок смотать. Нитка рисуется тонким фломастером или карандашом: из точки клубок-спираль наматывается круговыми движениями – и увеличивается. Так малыш осваивает округлую форму и учится контролировать её размер.

Красивые задания: жёлтое солнышко на голубом фоне. С лучами! Мы уже умеем рисовать круг и волнистые линии, картинка может выйти очень выразительной. Божья коровка: красный круг на зелёном фоне, чёрные точки на нём. Когда гуашь высохнет, можно фломастером дорисовать лапки и усы. Мячик: его можно сделать разноцветным, спиралями, разводами или полосками.

Следующая фигура – квадрат. Основа для любых будущих домиков. С домика лучше всего и начать. Не обязательно рисовать двускатную крышу: мы – городские жители, крыша у нас плоская. Дом-квадрат рисуем так: две параллельные стены, потом – крыша и пол. Закрашиваем. Можно попробовать очень эффектную работу – вечер в городе. Мы нарисуем на тёмно-синем фоне чёрный квадрат высотного дома, дадим саже высохнуть – и по ней разместим жёлтые огоньки-окошки. Чтобы дом стал ещё больше похож на настоящий, можно фломастером дорисовать на его крыше мансарду и антенны.

Деревенскую избушку, а также избушку на курьих ножках, мы освоим, когда научимся рисовать треугольник. Освоенным способом рисуем квадрат, ставим над ним точку – и проводим два ската крыши влево и вправо. Курьи ножки – это просто. Это две палочки с тремя пальцами каждая.

Необходимая деталь пейзажа – дерево. Чтобы правильно нарисовать дерево, его надо «вырастить»: начинаем рисовать «от земли», ведём линию-«ствол» до самого «неба», а потом от ствола рисуем ветки. Помним, что перед любым занятием мы рассматриваем реальный объект. Наблюдаем, как располагаются ветки: у тополя они поднимаются вверх, у берёзы – поднимаются только до половины, а тоненькие кончики ветвей свисают вниз, у ели – опускаются вниз под углом. Если во время рисования мы всё это учтём, то будет изображена не любимая детьми «волосатая морковка» - треугольный ствол с волосинками-веточками, а достоверный образ, похожий на реальный и узнаваемый.

С самого юного возраста, как только дитя взяло в руки карандаш или кисть – готовим его к рисованию с натуры. Это позволит малышу более системно мыслить, оформлять возникающие в его сознании образы реального мира и постепенно становиться настоящим Творцом.

А мы поможем Вам в этом - Добро пожаловать к нам в гости - в ПРОЕКТ ЛЮДИ ИСКУССТВА для детей!