04 Декабря 2024, 19:32

Автор Тема: Пару слов об адаптации ребенка к школе!  (Прочитано 6456 раз)

Описание:

Оффлайн Просто Мария

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 272
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Привыкание к переменам в образе жизни ученика начальной школы  стало популярной темой. И этот этап в жизни любого ребенка действительно заслуживает отдельного трепетного внимания со стороны взрослых (родителей) и учителей начальной школы.  Ведь именно первый год  пребывания в общеобразовательной системе можно назвать чрезвычайно сложным и даже переломным этапом для детей.


Для маленьких учеников вместе с вступлением в новый статус происходит и изменение роли, которую они играли в социуме, одновременно меняя  привычный уклад жизни ребенка, увеличивая  эмоциональную и психическую нагрузку младшего школьника.

Беззаботные игры во дворе с ровесниками сменяют  каждодневные уроки и череда домашних заданий,  которые требуют от ребенка умственной активности, напряженной работы над силой волей и собственной усидчивостью, удержанию вниманию над выполняемой школьной работой.


А что касается пребывания в школе первоклассника, так это тоже часть колоссального для него труда:  учитель требует соблюдать иные нормы поведение (держать правильно осанку во время посадки за партой, при письме), не разговаривать, не вставать с места без разрешения руководителя.

Все это в комплексе является статической нагрузкой, которая не привычна  и дается нелегко каждому первокласснику без исключения.

Маленькие всезнайки, придя в первый класс,  по законам природы еще испытывают большую потребность в движении.  Двигательная активность, которую они с лихвой получали в детских садах и дома, с поступлением в школу уменьшается.


Все эти факторы создают благотворную почву для возникновения некого кризиса  при поступлении ребенка в первый класс.

Могут ли взрослые помочь без ущерба для психического здоровья ребенка влиться  ему в новый вид  деятельности?

Конечно да! Для того чтобы переход от привычной игровой деятельности к школьной учебной работе  прошел безболезненно, родители должны  стать опорой и поддержкой своему первокласснику в первый год учебы во всем.

У многих детей встречается пристрастие к любимым игрушкам, которые они берут собой повсюду. Пусть  и школа не станет исключением. Если ребенок, идя на уроки, пожелает взять собой своего «друга» не стоит отказывать ему. Взрослые лишь должны объяснить, что  игры на уроках запрещены, а вот на специальных переменках ребенок может насладиться игрой.

Удивительно, но психологами доказано, что дети, которые приносят с собой игрушки или любимые предметы в школу (это касается лишь начальной ступени образования), чувствуют себя в безопасности, защищенными.  Есть категория тревожных и робких детей, для которых любимая вещь может стать также «спасательным кругом» в море знаний.

Очень часто малыши в первый месяц обучения (иногда этот период может быть более длительным) начинают обращать внимание родителей и учителей на плохое самочувствие. А после школьных занятий вполне могут появиться усталость и даже головные боли. Это связано с новыми переживаниями ребенка и адаптацией организма к иным нагрузкам.

Вместе с вялостью у некоторых детей может появиться снижение аппетита и в некоторых случаях проблемы со сном.  Состояние детей, как правило, приходит в норму по истечении нескольких месяцев.

Период приспособления ребенка к школе также характеризуется явными изменениями в поведении школьника. В зависимости от психологических особенностей ребенка  проявления изменений могут быть различными: от агрессивности и возбужденного состояния, до заторможенности, страха, депрессивного состояния.

Случается, что при первых попытках обучения, ребенок теряет веру в себя и свои способности, как следствие,  зарождается нежелание идти в школу снова, так как ребенок считает себя хуже других.

Этот момент родители должны заметить и правильно проработать, объяснив, что все дети в классе пришли  за знаниями, что все равны. Также из разговора ребенок должен четко уяснить, что родители верят в его будущие успехи.

Только будучи внимательным  другом своему ребенку,  взрослые могут облегчить нелегкий путь перехода из детского сада в образовательную систему.

В следующей статье мы рассмотрим  виды нарушений адаптации детей, выражающиеся в форме протестов.

Оффлайн КУЗНЕЦ-СЧАСТЬЯ

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 51
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
У подруги дочь в прошлом году пошла в первый класс. Такая умница всегда была такая спокойная девочка. Вроде все шло хорошо. ей нравилось первые дни учиться. Потом мальчик у них задира завелся в классе, начал отбирать, бросать вещи. А девочка щепетильная такая, прилежная. В слезы сразу.

Домой пришла, сказала больше не пойду учиться и все тут.Пришлось маме поучаствовать. Дошло до того, что  приходила и сидела с ней на уроке.

Прошло время, девочка освоилась, ходит нормально. Но кстати на мой взгляд со стороны она изменилась за год учебы: стала какая-то немного дерзкая что ли...жизнь научила видимо вести себя более жестко со сверстниками,чтобы казусы не повторялись((

Оффлайн Просто Мария

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 272
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Виды протестов в период адаптации.
Ответ #2 : 22 Июля 2014, 21:20
В продолжение темы адаптации детей к обучению в начальной школе рассмотрим  виды ее выражения.

Перемены в деятельности детей могут выражаться через враждебность к окружающим (это есть активный протест адаптационного периода) или через появившуюся явную тревожность и неуверенность в себе, что характерно для пассивного типа протеста.

Явным симптомом активного протеста может служить следующее поведение ребенка:

1. Непослушен, часто нарушает дисциплину не только на уроках, но и на переменах.

2. У ребенка вызывающее поведение: ссориться с одноклассниками, намеренно мешает.

3. У ребенка наблюдаются (не характерные для него раньше) вспышки гнева. Раздражителен.

4. Нет налаженного контакта со сверстниками.

Приведем пример из жизни: ученик первого класса Коля очень подвижный, даже гиперактивный ребенок, очень эмоциональный и впечатлительный. Мальчику нелегко дается ожидание чего-либо, не усидчив.

Не может спокойно сидеть, начинает нервничать, от чего страдает внимательность на занятиях. Не переносит и не воспринимает замечаний взрослых и детей, обижается на критику.

Реакцией пассивного протеста служат следующие признаки в поведении:

1. Ребенок не проявляет активности на уроках, редко выступает инициатором, редко поднимает руку для ответа.

2. При выполнении просьб учителя, не вникает в смысл происходящего.

3. Пассивен,  как на уроке, так и на переменах.

4. У ребенка подавленный вид, ощущение зажатости, внутреннего страха.

Приведем пример из жизни: ученик первого класса Вова сидит на уроках спокойно, не нарушает дисциплину класса, но при этом отвлечен на посторонние предметы (разглядывает то, что происходит за окном), за ходом мыслей учителя не следит.

Очевидно, что степени адаптации весьма индивидуальны у детей.  В течение первого года учебы  организм ребенка  естественным путем мобилизуется, приводя в баланс всю систему поведения и ощущений.

Реакция протеста возникает из-за того, что ребенок лишен права (это идет из норм и морали общества или из-за особенностей воспитания в семье) выразить свое несогласие с происходящим вслух. Придя в школу и столкнувшись с определенными трудностями, ребенок не может заявить открыто, что, по его мнению, это несправедливо, что он возмущен такими переменами.

Поэтому важным элементом в воспитании дошкольников является обучение детей умению выражать свои эмоции, чувства негодования и протеста не через поведение (крик, слезы, агрессия, замкнутость), а через слова.

Также огромную роль  в адаптационном периоде играет наличие/отсутствие у ребенка адекватной самооценки. Дети, как и взрослые, неосознанно сравнивают себя с другими детьми, вырабатывая через сравнение мнение о себе и об окружающих людях, о качествах характера, способностях и так далее.

Именно через систему подобных мыслительных процессов и складывается собственная самооценка.
Еще в раннем детстве ребенок должен понять, что он любим, уникален, способен справиться с трудностями и что его окружает благополучная обстановка.

Оффлайн Madam lolo

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 72
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Ой, а мне так жалко всегда первоклашек, аж сердце за них болит. Просто я бывала на открытых уроках. И собственными глазами видела, как они маются на занятиях. Видно, что им прямо сложно-сложно сидеть, слушать...и таких которые в окно на ворон смотрят, тоже приходилось видеть...

Но ничего не поделать, время идет, все привыкают к своим новым обязанностям)

Оффлайн Foma

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 79
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Ничего себе, внутренний протест. А наши родители по моему даже не слышали о таких вещах в свое время. Жалко деток, это правда, сначала они бедные к детскому саду привыкают, плачут, вливаются в коллектив. Только за 4-5 лет привыкнут к тому, что это неизбежно, а тут опять перемены, нежданно-негаданно: в школу иди дружок)))


Оффлайн Foma

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 79
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
А вот интересно, когда дети  в детском саду дружат, потом когда в школу идут бывает такое, что родители проявляя заботу, договариваются, чтобы дети еще и вместе учились в одном классе, в оной школе. Так вот, а подобный подход помогает как то облегчить ребенку адаптацию?Ведь с другом если переходить, может это уже не такая травма?

Оффлайн Екатерина

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
А вот интересно, когда дети  в детском саду дружат, потом когда в школу идут бывает такое, что родители проявляя заботу, договариваются, чтобы дети еще и вместе учились в одном классе, в оной школе. Так вот, а подобный подход помогает как то облегчить ребенку адаптацию?Ведь с другом если переходить, может это уже не такая травма?

Мне кажется, что подобная ситуация смягчает привыкание к школе. Потому что с другом то все трудности легче пережить) А радости кажутся еще ярче)

Так что если есть возможность поместить в один класс детей, которые дружат это станет отличным вариантом для избежания депрессий от учебы)

Оффлайн LAURA_62

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 219
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Помимо родителей ооочень многое зависит от учителя. Если он или он окажется доброжелательным, вежливым, очень терпеливым и любящим детей и свою работу, то можно и не заметить этого сложного адаптационного периода у детей.

Оффлайн КУЗНЕЦ-СЧАСТЬЯ

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 51
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Помимо родителей ооочень многое зависит от учителя. Если он или он окажется доброжелательным, вежливым, очень терпеливым и любящим детей и свою работу, то можно и не заметить этого сложного адаптационного периода у детей.

Да безусловно)Я до сих пор помню свою первую учительницу -Марию Ивановну) Представляете вот это точно педагог от Бога, у нее даже день рождения был 1 сентября!
Все очень любили ее, она добрейшей души человек, ласковая, любила всех детей, и не имела любимчиков, как сейчас бывает у многих.  Кто больше отстегивает на школьные нужды, тот в фаворитах, у нас так не было.

А еще мне запомнилось, что очень много она внимания отводила внеклассной работе, разные мероприятии устраивала, в походы ходили, суп варили на костре. И это в 4 классе. Круто было. Все бы такую учительницу!

Оффлайн LAURA_62

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 219
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
А вот у моей внучки как раз негативный опыт в этом плане. Негатив со стороны первого учителя ее ввел в депрессию. Идти вообще не хотела. Когда я пришла привела ее в класс однажды, и увидела эту женщину, я все поняла сразу без слов. ( к слову сказать, сама много лет проработала в школе, знаю не понаслышке и вижу профессионалов или дилетантов насквозь), так вот та учительница была со скрытой внутренней агрессией и какая то дерганая что ли. И знаете сменили школу.Лишь бы у ребенка не отбили желание напрочь туда ходить. Иногда приходиться идти на такие крайние меры даже.