О чем расскажет рисунок?
Родители вслед за психологами пытаются проанализировать рисунки своих детей. На что стоит обратить внимание в первую очередь?
Когда малыш рисует, он тем самым передает нам некое сообщение. Изображая людей и предметы, ребенок выражает свое к ним отношение, скрытые эмоции и переживания. Но при этом важно понимать, что в трактовке детских рисунков не всегда все однозначно. Кроха может рисовать черным карандашом просто потому, что линии получаются четкими и контрастными, а не из-за того, что находится в состоянии стресса. Для родителей рисунок – это лишь ориентир, сигнал о том, что нужно присмотреться к поведению малыша, понаблюдать за проявлением его личностных особенностей.
Рука мастера. На что стоит обращать внимание при анализе рисунка?
Нажим. Умеренный и ровный говорит о самообладании, уравновешенности, гибкости, склонности к раздумьям над своими действиями. Сильный – о воле, стремлении преодолеть какие-то препятствия, напористости, напряжении. Такой ребёнок очень энергичен, но иногда может поступать назло родителям. Слабый нажим указывает на заниженную самооценку, неверие в себя, нерешительность. Малыш нуждается в ласке, одобрении и поддержке.
Размер. Крупные элементы означают эгоцентризм, агрессивность, активность, стремление доминировать. Маленькие детали – признак тревожности, робости, зажатости, ощущение своей незначительности, сдержанность в проявлении чувств и эмоций. Иногда ребёнок рисует огромным того человека, который имеет для него большое значение. Но если фигуры слишком крупные, не исключено, что у малыша есть проблемы со зрением.
Цвета. Использование одного цвета говорит о боязни проявить себя; от двух до пяти цветов – гибкость, уверенность в себе, открытость для нового. Если ребенок пользуется более чем семью цветами, это свидетельство его эмоциональной нестабильности. Темные оттенки могут свидетельствовать о склонности к подавленности, негативным переживаниям. Яркие – о жизнерадостности, активности.
В возрасте около шести лет дети любят разделять цвета по половому признаку: синий и голубой для мальчиков, розовый – для девочек. Став старше, ребенок избегает такого разделения и уже не использует надоевшие оттенки.
Расположение на бумаге. Если ребёнок чаще рисует в центре листа, значит, он чувствует себя благополучно и комфортно. Картинка смещена влево – признак инфантильности, вправо – интерес к переменам, будущему. Сверху листа рисуют оптимисты и фантазеры, снизу – пессимисты. Но это актуально только для правшей.
Тест. Всем родителям дошкольников полезно знать, как ребенок справляется со стрессом, насколько быстро адаптируется, какие качества еще необходимо в нем развить.
Вам понадобятся два альбомных листа, не менее двенадцати разноцветных карандашей, ластик.
Положите первый лист вертикально, попросите малыша нарисовать на нем человека. На втором листе необходимо изобразить того же человека, но уже под дождем.
Манера рисовать.
Четкие линии говорят о склонности оценивать ситуацию, детально анализировать происходящее, иногда слишком уходя в себя.
Штриховка – тревожность, напряжение, страх наказания, боязнь что-то сделать неправильно. Тонкие линии – ребёнок слишком тревожный и мнительный.
Непостоянные контуры говорят о подверженности эмоциям, импульсивности, склонности к бесконтрольным действиям. Примитивное изображение – кроха ищет поддержки, не уверен в себе.
Цвета. Темные тона – плохие предчувствия, переживания, боязнь осуждения.
Яркие оттенки – склонность преувеличивать неприятности.
Четкое разграничение двух картинок по цветам – осознание стрессовой ситуации, способность понять ее причины, оценить свое состояние.
Детали. Чем больше капель на рисунке, тем сильнее ребенок боится трудностей, редкие струйки говорят об эмоциональной стабильности.
Лужи – ранимость, чувствительность, способность долго переживать из-за конфликтов.
Тучи – угроза наказания. Небо без просвета – упадническое настроение.
Раскрытый зонт – ожидание помощи от мамы, закрытый – от папы. Вообще зонт говорит о сильной связи с родителями. Отсутствие крыши или зонта – нежелание принимать решения самому, инфантильность.
Растущие под дождем цветы, грибы, радуга, солнце – стремление к лучшему. Ребенок готов преодолевать возможные трудности.