Так хорошо, что даже плохо
Специалисты говорят, что любого человека из равновесия может вывести не только очевидно неприятное событие. То, что окружающими воспринимается как большое счастье, тоже нередко является стрессом. В психологии такое явление называется позитивной травмой.
Зло и добро. Это может показаться странным, но нервная система одинаково реагирует и на грусть, и на радость. Но в первом случае принято сочувствовать и помогать, а как вести себя во втором, понятно далеко не всегда и не всем.
Внезапная позитивная эмоция нередко портит и приостанавливает жизнь. В детстве любой стресс полезен в плане опыта для дальнейшей жизни, но только в случае адекватного проживания травмирующей ситуации. Помните, что на переработку любого важного события нашей психике требуется не менее года, а иногда и больше. Важно иметь в запасе именно столько времени. Особенно в случае с детьми.
В своем мире. Взрослому, благодаря приобретенному за годы жизни опыту, справиться с травмой проще. Ребенок подвержен различным эмоциональным скачкам просто в силу возраста. Малыш может замкнуться в себе, начать капризничать и плакать без всякого повода, потерять прежние интересы или резко измениться. Все эти признаки – повод для беспокойства и обращения к психологу.
Если ваш ребенок пережил большой успех, вам придется проявить к нему максимум внимания. Для детей стрессом являются призовые места на олимпиадах, хорошо сданные экзамены, поступление в лицей или гимназию, победа на соревнованиях и т.п. Плохо, когда подобные события становятся мерилом собственной значимости, успешности, возвышают ребенка над сверстниками. Крупные победы происходят довольно редко, а вот самооценка может вырасти буквально до небес за один день. Теперь малыш постоянно будет нуждаться в определенной эмоциональной подпитке, страдать, когда его перестанут хвалить и восхищаться им. Самооценка так же резко упадет, ребенок растеряется, не понимая, что ему делать дальше.
Помощь. Постарайтесь добиться того, чтобы ребенок поговорил с вами о своих переживаниях. Действуйте аккуратно и постепенно, не торопите и не настаивайте на предельной откровенности. Интересуйтесь его мнением по тому или иному поводу, угадывайте, какие чувства он испытывает в данную минуту. На банальный вопрос: «Как дела?» у детей есть такой же стандартный ответ: «Нормально».
Видите, что ребенок слишком весел и возбужден либо, наоборот, замкнут и подавлен? Говорите с ним прямо. Спросите, не нужна ли ваша помощь, поделитесь собственными переживаниями по поводу случившегося. Нельзя злоупотреблять суровыми и драматическими интонациями, лучше непринужденно поболтать на прогулке или за ужином.
Поддержка. Для детей очень важна эмоциональная опора. В травмирующей ситуации нельзя недооценивать случившееся, давать малышу оценку, как-либо обзывать его. Поговорите с воспитателями в садике или учителями в школе – они тоже могут не понимать, что происходит. Хорошо, если среди родственников или друзей есть взрослый человек, которому ваш ребенок доверяет. Не обижайтесь, что с вами сын или дочь не так откровенны. Наладить контакт можно и позже, сейчас это не так важно.
Если не получается общаться на вербальном уровне, попробуйте задействовать тактильность. Гладьте по спине и по голове, обнимайте, стряхивайте с одежды несуществующие пылинки – подобные нехитрые приемы позволяют детям почувствовать свою значимость для родителей, возвращают уверенность в себе.
Подготовка. Вы знаете, что в жизни ребенка предстоят серьезные перемены – неважно, хорошие или плохие? Поговорите с ним об этом заранее. Мы не всегда можем угадать, как малыш отреагирует на то или иное событие. Возможно, он воспримет все иначе, чем вы. Мама и папа рады, что сын поступил в престижный лицей, а для него это означает, что придется заниматься еще больше. Соответственно, времени для игр и прогулок совсем не останется.
Чем позитивная травма отличается от негативной?
- У ребенка нет права на страх и грусть. Когда с нами случается что-то плохое, окружающие воспринимают наши отрицательные эмоции как норму. В обратной ситуации человека ожидают пренебрежение и недоумение.
- Растерянностью. Дети не знают, как реагировать на событие, не могут связать свои эмоции, испытывают панику, боль и отчаяние.
- Отсутствием поддержки. Никому не придет в голову утешать малыша после пережитой огромной радости или большого успеха.