Разговоры и разговорчики
Все родители мечтают о том, как их малыш произнесет первое слово, даже спорят о том, что именно он скажет. Позже нам хочется, чтобы наш ребенок научился четко выражать свои мысли, при этом не коверкал бы слова, правильно ставил ударения, не страдал от заикания или картавости. Всего этого можно достичь путем упорного труда и тренировок.
Перед каждым малышом стоит сложная задача освоения родного языка с нуля. Многие из нас так и не смогли выучить иностранный ни в школе, ни в институте, а дети всего за два-три года полностью овладевают родной речью. Разумеется, у них есть неоспоримое преимущество – языковая среда. Но только упорства и стремления к самообразованию мало. Неоценима помощь родителей, которым под силу помочь ребенку научиться говорить красиво и без ошибок.
Слушаем и запоминаем.
В самом начале младенцу непонятен смысл ваших слов. Он обращает внимание на тембр голоса, интонацию, настроение, эмоции взрослых. Постепенно кроха учится различать голоса, запоминает свое имя, понимает часто повторяемые названия предметов. Очень важно постоянно разговаривать с ребенком, рассказывать, что именно вы делаете и почему.
Помимо бытовых разговоров, не забывайте о стихотворениях, сказках, потешках, песенках. Не так-то просто запомнить смысл слов, но еще труднее понять, зачем нам вообще нужна речь.
Малыш изучает такие направления речи, как монолог и диалог. Для мышления необходим хотя бы минимальный набор слов. Мы потому и не помним свое раннее детство, что тогда еще не знали названий предметов окружающего мира, а чувства и эмоции быстро проходят и забываются.
Для того чтобы ваш малыш быстрее заговорил, проводите с ним гимнастику и массаж. Проще всего корчить рожицы и кривляться, глядя ребенку в лицо. Он будет непроизвольно повторять вашу мимику, попутно тренируя лицевые мышцы. Затем можно провести несколько раз кончиками пальцев по лбу крохи в разных направлениях. При этом действуйте мягко, чтобы не напугать, обязательно комментируйте все свои движения. Побуждайте малыша повторять за вами разные звуки, в свою очередь проговаривайте все то, что слышите от него, дополняя и превращая звуки в слова.
Вопросы и ответы.
Не стоит пытаться предугадать все детские желания. Спрашивая ребенка, хочет ли он кушать или гулять, дождитесь хотя бы кивка головой или жеста. Еще лучше, если ответ будет обозначен каким-либо звуком. Можно учить малышей простым и лаконичным словам, которые нетрудно повторить: «на», «дай», «ам». При этом поясняйте, что вы имеете в виду: «Сейчас будем кушать, АМ». Очень скоро ребенок научится повторять за вами такие короткие слова, а затем будет использовать их уже по своей инициативе.
Молчаливые дети.
По норме, к трем годам малыш должен довольно хорошо говорить. Однако бывает, что ребенок в этом возрасте еще молчит. Важно выявить причину, обратив внимание на общее развитие, слух, произношение отдельных звуков.
Если со здоровьем все в порядке, подумайте, как проходили главные этапы формирования речи у ребенка. Умел ли он гулить в три месяца, и лепетать в полгода? Подражал ли вашим словам в возрасте около года? Понимал ли простые просьбы, любил ли играть в прятки?
Второй год жизни – время автономной речи.
Отдельный слог используется для обозначения целого слова. Обычно это та часть слова, которую проще произнести. Например, «па» может означать не только папа, но еще и палочка, и лопатка, и падать.
К двум годам детская речь напоминает телеграмму: «моя мама», «дай конфету», «хочу куклу». Запинки и повторения одних и тех же слов на этом этапе вполне закономерны. Но полное отсутствие речи должно насторожить. Лучше обратиться к логопеду и психологу, пока не поздно.
Развитие и развлечение.
Доказано, что речевой центр в головном мозге напрямую связан с мелкой моторикой рук. Нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев, посылают в мозг сигнал. Получается, что все пальчиковые игры очень полезны для развития речи. Что можно предложить ребенку?
Возьмите несколько пуговиц и бусинок, нанижите их на крепкую нитку. Пусть малыш их перебирает. Позволяйте играть с песком, разными крупами, горохом, фасолью, мукой. Можно перемешать их с мелкими камешками или небольшими игрушками.
Очень важно максимально задействовать детские руки.
Учите малыша завязывать шнурки, застегивать пуговицы, справляться с разными застежками. Не забывайте о массаже, «ладушках», пальчиковых играх и гимнастике. Это важно не только для развития мелкой моторики, но и для двигательной активности в целом.
Также вам пригодятся стишки, скороговорки, чистоговорки. Их можно найти в интернете или попросить у логопеда в детском центре. Старайтесь повторять их так часто, как только возможно. Важное условие – ребенок должен делать это добровольно, без принуждения. Играйте, обучайте разговаривать куклу, притворяйтесь, что не можете чего-то вспомнить или выговорить. Ребенок с удовольствием будет вам подыгрывать.