Заключение логопеда: дислексия
Ребенку пора идти в первый класс, а он до сих пор не умеет читать слова даже по слогам? Возможно, у него дислексия. Значит, нужно обратиться к специалисту.
Как правило, нарушения чтения у детей отмечают уже в начальной школе. Но иногда родители и сами подозревают дислексию. К сожалению, это не всегда считают проблемой, надеясь, что со временем все пройдет само собой. Но этого не происходит, а драгоценное время уходит безвозвратно. Неспособность овладеть чтением специалисты называют дислексией.
Симптомы.
Ребенок с таким диагнозом допускает ошибки, не свойственные другим детям.
- Пропуск или перестановка букв и слогов;
- Повтор предыдущего слога перед прочтением следующего;
- Проблемы с различением похожих по написанию букв;
- Очень медленное чтение;
- Невозможность передать смысл прочитанного своими словами.
Одна из особенностей таких малышей – плохой фонематический слух. Это проявляется в том, что ребенку трудно делать звуковой анализ: выделять слова, слоги и буквы. Само собой, что проблемы с чтением отражаются на письме. Ученик постоянно путает слоги, пропускает буквы, переставляет их местами.
Попробуйте проанализировать, как читает ваш малыш. Для нормального чтения характерно:
- Плавность – слитное чтение в слогах слов, раздельное – соединений и служебных слов;
- Чтение без пропусков, перестановок и замен букв и даже целых слов;
- Правильное ударение в словах, верное произношение звуков.
Если у ребенка нет этих навыков, можно говорить о дислексии.
Помощь.
Очень сложно справиться с этой проблемой без специалиста. Всегда нужно обращаться к логопеду, который разработает тактику терапии, даст упражнения. Но в любом случае это будет долгий процесс, быстрого результата никто не гарантирует.
Логопед работает над синтезом и анализом букв и звуков, проводит анализ и синтез предложений, обогащает словарный запас ребенка. Особое внимание уделяют слогам, ведь они являются важным материалом для конструкции слов.
Работа для родителей. Без вашего активного участия в процессе тоже не обойтись. Выполняйте назначенные специалистом упражнения, ведь они очень полезны. Даже если вы не уверены в том, какая именно дислексия у вашего ребенка, попробуйте вместе сделать все эти задания.
При фонематической дислексии.
«Поймай слово». Попросите малыша хлопать в ладоши каждый раз, когда он услышит слово «сон». Вы называете слова: сон, лес, яблоко, облако, сон, куст, тетрадь, хвощ, борщ, сон, лужа, вода, сапоги, тетрадь, сон.
«Придумай слово». Ребенок должен вспомнить как можно больше слов, в которых есть звуки М, Р, Ш, С, Б, Т..
«Какой звук первый»? Взрослый называет слова, а малыш должен назвать первый (или последний) звук в них.
«Посчитай звуки». Нужно определить, сколько звуков в словах: сова, сок, синица, нос, чай, корова, коридор, крокодил.
При аграмматической дислексии.
«Найди окончания». Пусть ребенок прочитает слова, придумает к ним окончания. Для этого нужно посмотреть на слово, которое стоит за уже написанным. Например: бел.. гусь, добр.. девочка, ярк.. солнце, дружн.. дети.
«Замени букву». Ребенку нужно придумать новое слово, глядя на то, что уже дано. Шить-жить, мыло-шило.
«Составь слово». Попросите малыша соединить карточки, на которых написаны половинки слов. Первые части находятся слева от него, вторые – справа. Затем пусть прочтет слова, которые у него получились.
При семантической дислексии.
«Раздели слова». Ребенку нужно прочесть фразу, распознавая слова в ряде букв. Например: МАМАМЫЛАРАМУ.
«Читай через слово». Кроха читает текст, пропуская каждое второе слово.
При оптической дислексии.
«Контуры». Нарисуйте узнаваемые вещи и предметы контуром. Задача ребенка – узнать их.
«Различия». Необходимо отыскать различия на двух, почти одинаковых рисунках.
«Найди ошибку». Поиск в тексте неправильно написанных букв и зачеркивание их. Правильно написанные буквы можно обводить в кружок.
Если ваш ребенок страдает дислексией, ему нужно рисовать пальцами на песке, лепить из пластилина, играть с конструктором, сооружать буквы из палочек и ниточек. Это развивает мелкую моторику, закрепляя связь между разными органами чувств. Вы увидите, что такие упражнения скоро принесут результат.