Не пора ли к логопеду?
Почему некоторые звуки даются детям с большим трудом? Что делать родителям? Как понять, что нужно обращаться к специалисту?
У каждого малыша свой темп развития, и это зависит от многих факторов. Важна генетика, то, как протекала беременность, имеют значение заболевания первых двух-трех лет жизни. Поэтому все нормы имеют мягкие границы. Но все-таки за ними нужно следить.
Если вы сумеете вовремя показать ребенка логопеду, вы тем самым повлияете на его будущее. В школе будет меньше проблем, как с учебой, так и в области психологии. Да и выбор профессии у подростка не ограничится невозможностью произнести те или иные звуки. Поэтому есть смысл следить за речевым развитием малыша.
Норма.
Как и любое другое, умение говорить приходит к нам не сразу. Разные группы звуков дети осваивают в таком возрасте:
- три месяца – гуление;
- полгода – лепет;
- год – первые слова;
- два года – формирование гласных и согласных, не считая шипящих, свистящих и соноров. В этом возрасте некоторые малыши начинают осваивать звуки с, з, ж, ш, щ. Появляется фразовая речь в примитивной форме. В активном словаре пока преобладают названия действий и предметов.
К трем годам ребенок знает и произносит уже около пятисот слов. Первые суждения пока просты и односложны.
Свистящие и шипящие звуки дети начинают произносить в возрасте с трех до четырех лет. Словарный запас увеличивается примерно до тысячи слов. Фразы удлиняются, усложняются, однако возможны нарушения в оформлении связей и порядке слов. Не беспокойтесь, рано или поздно все будет как надо.
К пяти годам малыши осваивают звуки ж, ш, щ, ч. Активный словарь достигает двух тысяч слов, речь становится последовательной, связной, ребенок может четко выражать свои чувства и мысли.
К пяти – шести годам малыш учится произносить четыре наиболее сложных звука – р, рь, л и ль. Словарный запас увеличивается до трех тысяч слов, дети отвечают на вопросы, составляют рассказы по картинкам, пересказывают знакомые сказки.
К пяти, самое позднее к шести годам ребенок должен научиться правильно произносить все звуки, слоги и слова без ошибок. В этом возрасте дети умеют рассказывать и пересказывать прочитанный или услышанный текст.
А что делать, если что-то не так?
Понятно, что все малыши развиваются по-своему. Далеко не всегда наличие речевых проблем свидетельствует об общем отставании в развитии. Точно определить, а затем и устранить причину может только логопед. Не откладывайте визит к специалисту, ведь раннее обращение положительно сказывается на решении проблемы. Иначе возможно закрепление проблем с речью и влияние речевых нарушений на развитие и дальнейшее обучение ребенка. Исправить неправильное произношение с каждым годом будет сложнее.
Советы родителям.
Ребенку важно создать положительную речевую среду. В том числе:
- многократно проговаривать обычные, ежедневные дела: одевание, умывание, еду, купание, прогулку, подготовку ко сну, укладывание, уборку комнаты и игрушек, приготовление пищи. Все эти процессы должны обязательно сопровождаться речью мамы или папы;
- делать артикуляционную гимнастику. Это поможет подготовить речевой аппарат к предстоящим нагрузкам. Необходимые упражнения вам подскажет логопед;
- проговаривать скороговорки, чистоговорки, пословицы на различные звуки.
Как можно чаще разговаривайте со своими детьми, внимательно выслушивайте их ответы на вопросы. Это не только улучшит речь ребенка, но и установит между вами доверительные отношения.