Тестируем интеллект ребенка
Все родители хотят, чтобы их дети были готовы к школе лучше других. Как этого добиться и кому это нужно?
Главное, что нужно помнить, это то, что успехи ребенка в дошкольном возрасте совсем не гарантируют того, что он чего-то добьется во взрослой жизни. Темпы развития у всех разные, кто-то начинает говорить в год, а другие – только в три. И если один малыш свободно читает уже в четыре года, то его товарищ еще в первом классе едва разбирает текст по слогам. Но в любом случае наступит время, когда эта разница исчезнет. Отстающие дети постепенно догоняют и даже перегоняют тех, кто раньше был успешнее.
Не расстраивайтесь, если у вашего малыша что-то пока не получается. Ведь наверняка в какой-нибудь другой сфере ему нет равных. А отставание он обязательно ликвидирует, если вы ему в этом поможете.
Ум и логика.
Есть школы, в которых при приеме в первый класс детей тестируют на коэффициент интеллекта. В норме ребенок должен иметь коэффициент, равный ста. Если показатель достигает ста двадцати пяти-ста тридцати, говорят об одаренности, если этот уровень сто шестьдесят и выше, такой малыш считается вундеркиндом.
На самом деле не все так однозначно. Коэффициент интеллекта позволяет судить не о природном уме, а только лишь о развитии логики, кругозоре и знаниях ребенка. А это напрямую зависит от того, насколько много занимаются с ним взрослые.
В любом случае на основании результатов такого теста нельзя делать долгосрочные прогнозы. Не секрет, что многие маленькие вундеркинды с возрастом перерастают свой талант, становятся обычными людьми. Уже в старших классах бывшие гении могут отставать от сверстников, которых прежде опережали в учебе.
У многих дошкольников больше развит практический, а не абстрактный интеллект. К тому же по-настоящему одаренный ребенок может дать нестандартный ответ на вопрос, что автоматически считается неправильным. Да и волнение в незнакомой обстановке и в присутствии чужих людей нельзя не учитывать.
Детские психологи возражают против тестирования детей при приеме в школу. Пока еще не придумали стопроцентно достоверных тестов, значит, эта процедура – всего лишь дополнительный стресс для малышей.
Творчество.
Психологи утверждают, что у каждого человека есть свой ресурс возможностей. Поэтому советуют развивать не интеллект, а креативность – способность принимать нестандартные решения, мыслить творчески. Это качество не исчезает с возрастом, наоборот, оно помогает человеку выразить себя, добиться успеха в творчестве, находить выход из любой ситуации.
Поощряйте в ребенке индивидуальность и самостоятельность, не навязывайте стереотипы и шаблоны поведения, не запрещайте исследовать окружающий мир так, как ему хочется.
Постарайтесь меньше ограничивать детскую свободу, позволяйте малышу проявлять себя. И даже, если он изобретает велосипед, не мешайте и не торопите. Помогайте и поддерживайте, особенно если кроха вас об этом просит.
Обязательно приобщайте ребенка к творчеству. Не так важно, что это будет – лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, пение, сочинение сказок и стихов, кукольный театр, бисероплетение, вышивка, квиллинг. Именно в творческих занятиях, как и в игре, проявляется и развивается фантазия.
Есть факторы, которые тормозят развитие малышей. К таким относят, прежде всего, многочасовой просмотр телевизора или бесконечные игры в компьютере. Из полезных занятий можно отметить прогулки на свежем воздухе, настольные и сюжетно-ролевые игры, общение со взрослыми. А вечером, перед сном, еще раз обсудите с вашим ребенком все события дня – это будет своеобразной зарядкой для мозга.
Главное, не заставляйте детей делать то, что им не нравится. Не сравнивайте своего ребенка с другими, не думайте, что ваш сын или дочь должны уметь все то, что легко дается соседским малышам. Идите за крохой, тогда вы точно не отобьете у него тягу к новому. Наблюдая, вы скорее заметите, что больше нравится ребенку, что у него лучше получается. У всех детей есть таланты и способности, нужно лишь суметь их разглядеть.