Отучаем ребенка от компьютера
Современные дети проводят много времени за монитором компьютера. Понятно, что родителей это тревожит и беспокоит. Но что мы можем предложить ребенку взамен?
Взрослые привыкли отмахиваться от малышей, посылать их почитать, погулять, чем-то занять себя. Однако детям, не привыкшим читать книги, это кажется скучным и утомительным. Ведь получать новую информацию с экрана или монитора, где не нужно задействовать воображение, фантазию, абстрактное мышление, намного проще. И даже прогулки на улице, такие привычные и любимые в детстве самими родителями, после ярких виртуальных приключений уже не увлекают. А уж выполнять домашние задания или самому подыскивать себе занятие – об этом и речи быть не может.
Между тем рецепт прост – если не хотите, чтобы ваш ребенок целые дни просиживал у компьютера, покажите ему пример. Для начала оторвитесь от гаджетов сами. И проводите с детьми все свое свободное время. Выберите несколько захватывающих книг, читайте их вместе, поначалу вслух. Прочитав несколько страниц, остановитесь, обсудите с малышом, кто из героев ему больше понравился. Потом попросите ребенка почитать вслух вам. Очень скоро, если только вы не будете проявлять нетерпение, кроха тоже увлечется чтением.
Работу по дому лучше выполнять вместе, включив веселую ритмичную музыку. А по выходным ходите всей семьей в парк, на аттракционы, в зоопарк, катайтесь на велосипедах и роликах. Взрослые заново откроют для себя радости спорта, а для детей это может быть в новинку.
Возможно, ваш ребенок любит ходить в кино, музеи, театры. Если нет, попробуйте увлечь его этим. Обменивайтесь впечатлениями, обсуждайте увиденное, расскажите малышу несколько интересных фактов из жизни художников или актеров. Довольно скоро ваша крошка втянется, у него появится интерес к искусству.
Хороший вариант – поход на природу всей семьей. Можно с ночевкой, тогда у детей останутся яркие впечатления, не сравнимые ни с какой компьютерной игрой. Также можно путешествовать по историческим местам, рассказывать, с чем они связаны. Объясняйте, почему нужно знать историю родного края, имена героев, подвиги и достижения предков. Тогда ребенку будет интереснее в школе, на уроках истории. Точно так же после экскурсии можно читать книгу по данной теме, смотреть документальный или художественный фильм.
Таким образом, вы не только отвлечете детей от виртуальной реальности, но еще и покажете им, что настоящий мир намного шире, больше и интереснее.
Проследите за тем, какие игры выбирает ваш ребенок. Это поможет вам лучше его понять. В виртуальном мире дети чаще делают то, к чему они стремятся, но чего не могут достичь в действительности.
Если в играх много агрессии, вполне вероятно, что таким образом малыш хочет защитить себя, избавиться от страха или стресса. Нам часто кажется, что проблемы ребенка пустяковые, но, поверьте, что для него это далеко не так.
Одинокие дети часто заявляют, что им хорошо и так. Причин, по которым малыш остается один, немало. Это и застенчивость, и агрессивность, проблемы со здоровьем или просто отсутствие во дворе или на улице ровесников со схожими интересами. Разберитесь в причинах и помогите ребенку найти друзей. Запишите его в кружок или секцию, где будет много ребят, с которыми можно что-то обсудить или вместе поиграть.
Бывает, что малышу интересно только играть за компьютером, а все остальное вызывает у него скуку. Не всегда просто придумать себе интересное дело, этому еще нужно научиться. Играйте с детьми, предлагайте им занятия, и наверняка найдете что-нибудь свое.
Отнеситесь к своему маленькому игроману с сочувствием. Договоритесь, что через каждые полчаса работы за компьютером он будет отвлекаться и делать несколько простых упражнений, а каждый час – гимнастику для глаз. Также важно не забывать об обеде и прогулках. Для контроля времени можно заводить будильник, ставить таймер. Вместе спланируйте график игры и отдыха, выделив время на приготовление уроков. Тогда ребенок будет чувствовать себя не жертвой, а наоборот, взрослым, самостоятельным и ответственным человеком.