Скоро в первый класс
В этой статье приведены рекомендации родителям по подготовке ребёнка к обучению в школе.
Вашему малышу уже 5 или 6 лет? Это значит, что уже очень скоро он пойдет в школу, и если раньше вы не занимались вопросом его подготовки к школе, то сейчас самое время начать. Выбирать вам, записывать ребенка на специальные курсы или самостоятельно заниматься с ним. Хотя, можно сочетать и оба этих варианта.
Рекомендации родителям:
1. Занятия нужно проводить в хорошем расположении духа.
2. Их продолжительность должна зависеть от возраста малыша, например, пятилетки способны работать лишь по 20 минут, в то время как шестилетки готовы учиться уже по 30 минут.
3. Приобщая ребенка к учебе посмотрите, как он реагирует на новый для него вид деятельности. В зависимости от его отношения можно сокращать или увеличивать продолжительность занятий.
4. Излишне не усердствуйте. Делайте перерывы, если уже прошло немало времени даже, несмотря на то, что ребенку интересно.
5. Он будет отвлекаться, заводить разговор на другие темы, спокойно реагируйте на это. Поговорите немного на постороннюю тему, а затем снова возвращайтесь к начатому упражнению. Это позволит сделать для него небольшую передышку и ему легче будет усваивать материал.
6. Малыш делает успехи? Похвалите его за это. Это создает положительное отношение к учебе и повышает уверенность в собственных силах. Слова одобрения, сказанные при других людях, лишь усиливают его ощущение собственной значимости. Это подогревает желание еще раз получить позитивную оценку своих способностей.
7. Не забывайте по истечении 10 минут делать небольшие перерывы. В это время полезно выполнять несложные физические упражнения, например, разгибание и сгибание кисти рук.
8. Заканчивайте упражнение всегда на каком-то приятном, положительном аспекте.
9. Не стоит принуждать ребенка к занятиям. Иначе это уже на раннем этапе отобьет у него тягу к учебе и постижению нового. Постарайтесь преподнести упражнения в игровой форме, как-то его замотивировать. Если все же ничего не выходит, запишите его на курсы. В коллективе дети нередко начинают выполнять то, что в одиночку делать не желали.
10. В течение дня полезно вспоминать изученный накануне материал, чтобы он прочнее закрепился в детской памяти.
11. Упростить адаптацию к школе поможет игра в «школу». В ней следует придерживаться всех общепринятых правил поведения в настоящем учебном заведении. Пусть он знакомится с моделью взаимодействия взрослых и детей, установленной в школьных стенах.
12. Приучайте ребенка соблюдать определенный режим занятий, сна, приема пищи и так далее.
Развиваем ручки.
Малышу будет проще выполнять мелкие, точные манипуляции с предметами, если заблаговременно позаботиться о развитии мелкой моторики ручек. Полезно заниматься лепкой, рисованием, созданием всевозможных аппликаций, завязыванием шнурков и узелков, застегиванием пуговичек и так далее.
Учимся читать.
Разделяйте понятия «звук» и «буква». Например, произносим букву «м» не так, как она звучит в алфавите («э» и «м»). Говорим отрывисто «м».
Предлагайте ему читать не по буквам, а сразу по слогам. Пока ему это будет даваться с трудом. Однако первую букву можно тянуть, пока не станет понятно какая буква следующая.
Играйте с малышом в «слова». Пусть он называет предметы или явления на определенную букву или же перечисляет те, в которых есть заданная буква.
Учимся писать.
Ребенок может путаться при написании букв. Ему бывает непросто разобраться, как они должны располагаться на листе. В этом случае, возможно, загвоздка состоит в том, что он путает «право» и «лево»? Значит, ему нужно ввести устойчивый ориентир, например, справа от его столика может располагаться дверь. Он, посмотрев, лишний раз на дверь сразу сориентируется.
Изображение самих букв также может вызывать у него затруднения. Значит, ему необходимо более тщательно с ними познакомиться. Пусть он их рисует, раскрашивает, вырезает, пробует составить из них целое слово. Постепенно их обозначение прочно закрепится в его памяти.
Учимся считать.
Научите его считать до двадцати, производить счет в обратном порядке, понимать какое число больше другого. Пусть он их сравнивает. Приводите ему несложные задачки, основанные на событиях окружающей действительности. Скажем, вы выбрались на прогулку, пусть он посчитает, сколько человек стоит в очереди за хлебом, сколько деток резвится в песочнице и так далее.
Речь.
Ребенок должен быть способным выражать свои мысли, облекать их в слова. Ему предстоит взаимодействие с большим количеством людей, нежели он привык. С ними ему предстоит подолгу находиться, вместе учиться, вместе играть и отдыхать. Следовательно, ему придется налаживать с ними отношения. Это домашние его понимают с полуслова, а здесь все по-другому.
Ему необходимо уметь правильно, понятно излагать свое представление о тех или иных ситуациях. Он должен быть способен описать произошедшие с ним события, доводить до конца начатые мысли.
Здесь полезным окажется составление рассказов на основе картинок или игра в ассоциации.
Представление об окружающем мире.
У него должен быть развит общий кругозор. Ребенку необходимо знать свой город и страну. Быть способным указывать свой адрес и называть по именам близких родственников, помнить, где и кем они работают.
Дети в этом возрасте осведомлены в общей форме об особенностях, происходящих в мире явлениях и событиях. Они знают основные виды животного и растительного мира.
Готовы выстраивать несложные логические цепочки. Понимают установленные в мире закономерности, например, папа ходит на работу, чтобы получать деньги, потому что необходимое можно приобрести только за деньги.
Готовность к школе.
Итак, совсем скоро ваша кроха станет первоклашкой. К этому времени у нее должна сформироваться готовность к школе, которая состоит из таких компонентов, как: психологическая, физическая, социальная, личностная и мотивационная готовность. Оценка степени сформированности этих показателей – задача школьных психологов. Каждый компонент подразумевает определенное содержание. По степени готовности ребенка к школе можно судить о том, каким будет его обучение в школе.
Родителям важно создать у ребенка реальное, истинное представление о школе. Ему не стоит надеяться на то, что она подарит ему только атрибуты некой взрослой жизни и дружелюбную среду для бесконечного и беспечного общения со сверстниками. Он должен принимать тот факт, что школа подразумевает кропотливый труд и преодоление трудностей. В таком случае, он не будет разочарован действительностью.