Как научить ребёнка произносить звук «Р»
Данная статья расскажет нашим читателям о том, как научить ребёнка произносить звук "Р" (отметит причины проблем с произношением + легкие упражнения для постановки звука).
По мнению логопедов, «Р» – самый сложный звук для большинства детей. С его неправильным произношением сталкиваются 90% малышей. При возникновении проблемы важно установить причину ее появления и начать занятия с ребенком самостоятельно, либо с помощью специалиста.
Причины возникновения проблем с произношением.
Для воспроизведения звука, необходимы конкретные физиологические умения, такие как четкие движения языка и достаточная вибрация. Трудности, с которыми можно столкнуться при постановке звука «Р»:
• Слабо развитая артикуляция. Явление связано с плохой работой мышц артикуляционного аппарата.
• Нарушение фонематического (речевого) слуха. Выражается в затруднении выделять, воспроизводить и различать звуки речи.
• Неправильно речевое дыхание. Связано в первую очередь с физиологией ребенка, причинами могут быть увеличенные аденоиды или хронические заболевания.
• Укороченная подъязычная связка. Она не позволяет дотянуться языком до нёба, поэтому произношение затрудняется. Зачастую «уздечку» необходимо подрезать или растянуть с помощью специальных упражнений.
• Особенности прикуса также могут явиться причиной затруднения произнесния звука.
• Подражание взрослым или сверстникам, когда ребёнок, постоянно слыша от близких искажённый звук копирует его, и привыкает произносить неправильно.
Своевременная помощь логопеда.
Если ребенку уже исполнилось 5 лет, а правильное произношение звука «Р» до сих пор не появилось, следует обратиться к специалисту. При желании заниматься с малышом самостоятельно, стоит пройти первичный осмотр у логопеда для установления причин и получения рекомендаций, относительно времени и количества упражнений.
Основные этапы, которых стоит придерживаться в обучении по мнению логопедов:
- Первый этап – подготовительный, на котором артикуляционный аппарат посредством гимнастики готовится к постановке звука. Благодаря артикуляционным упражнениям улучшается точность и объём движений, язычок становится «сильнее». Иногда приходится прибегнуть к помощи логопедического массажа. При необходимости на этом же этапе ведётся работа по развитию фонематического слуха малыша – ребёнка учат слышать трудный звук, выделять его среди остальных.
- Затем необходимо «поставить» звук, то есть научить ребёнка правильно его произносить отдельно от других звуков. Пожалуй, этот этап самый важный и его лучше доверить специалисту.
- Третий этап – автоматизация звука. На этом этапе ребенка учат произносить «Р» в слогах, словах и словосочетаниях, чистоговорках, текстах, а затем и в свободной речи. На этом этапе наиболее важна помощь всех членов семьи, ведь чем более заинтересован будет ребёнок в тренировке звука и чем лучше он научится «следить» за ним в течение дня, тем быстрее пройдёт этап автоматизации и тем скорее малыш начнёт свободно употреблять свой новый звук в речи.
Не нужно давить на ребенка и заставлять заниматься по несколько часов в день. Малыш должен чувствовать себя спокойно и уверенно, ему должно быть интересно учиться новым звукам. Отличным вариантом будет обучение в виде игры. Но, в то же время, тренировки на каждом этапе должны быть регулярными. Терпение необходимо не только ребенку, но и родителям. Не стоит ругать малыша, если у него не совсем получается, таким образом можно привить ребенку комплексы. Важно поддерживать и подбадривать его на протяжении всего курса обучения.
Преодолевайте трудности вместе с ребенком, учите его преодолевать трудности и не унывать. Это поможет ему быстрее освоить правильное произношение и стать увереннее в себе.
Записаться на приём к детскому логопеду можно