Женщина, которая 9 месяцев вынашивает малыша под сердцем, даже родив считает его неотделимым от себя существом. Это явлением вполне объяснимо. Однако большинство из молодых матерей так и не разрывают эту связь с ребенком из-за эгоистических соображений (на уровне подсознания). Все это происходит из желания защитить свое чадо от любых неприятностей.
Существует такое понятие как «личное пространство» и это не что-то абстрактное и выдуманное занудами-учёными, а имеющее место быть ваше окружение, ваша так называемая «зона комфортности». Считается, что определить собственную зону можно, вытянув руки. То пространство от тела до кончиков пальцев и есть личная граница каждого человека. Безусловно, рамки вашей комфортности не видимы, но ощутимы. Именно, когда незнакомые или даже близкие люди переходят эту грань, человек перестает чувствовать себя в безопасности.
Поговорим о ваших детях. Новорожденный младенец тоже человек, пусть еще маленький и плохо понимающий законы окружающего мира. Но чуткий и легко ранимый, как большинство взрослых. Начиная с пеленочного возраста до двух-трех месяцев ребенок еще не имеет как такового личного пространства, хотя фактически оно конечно существует, но он его еще не ощущает и не понимает, как это быть отдельно от мамы.
Начиная с шести месяцев и вплоть до трех лет малыш делает для себя первые важные открытия: мама и он, два разных человека, между ними существуют границы. Именно в этот период происходит плавное осознание наличия собственной зоны комфортности ребенка.
В три года дети уже проводят сами некую дистанцию в общении со взрослыми, особенно с незнакомыми. Они становятся упрямыми и настойчивыми, лишь бы их личное пространство не пересекали. Причем доказано, что дети мужского пола значительно чувствительнее к нарушениям границ их зоны комфортности. Бывает так, что даже в кругу семьи ребенок в возрасте от 3 и старше реже допускает для объятий и ласк родителей, при этом он нервничает и говорит «Не хочу, не надо» или «Я уже большой». В таких случаях лучше понять и принять позицию ребенка, ведь он начинает формироваться как личность с собственными желаниями или не желаниями.
Однако если этого же ребёнка поместить в другую среду, к примеру поход ан прием к доктору, то ситуация может измениться в корне. Ребенок сам нарушит свои правила и прижмется к родителям, таким образом он находит защиту в чужой зоне комфортности, которая проверена и надежна.
Учим уважать чужое пространство. Прекрасно, когда ребёнок пришел к пониманию того, что он индивид и что есть нечто, что не стоит пересекать чужим людям. Однако помимо этого родителям желательно помочь ребёнку понять и тот факт, что наравне с требованием от других уважать личное пространство ребенок также должен не нарушать границ у других людей. Ведь бывают дети, у которых не развит этот навык и начинаются проблемы сначала в детском саду, а затем в начальной школе. Для начала родителям нужно понаблюдать за поведением ребенка дома, во дворе на площадке, в детском саду. С ребенком нужно работать, если:
- слишком далеко стоит от играющих детей;
- слишком близко садится к другим детям на занятиях.
Для того, чтобы ребенку стало понятно, что такое личное пространство, достаточно провести с ним наглядный эксперимент с вытянутыми руками. При этом сами взрослые сначала придвигаются "нос к носу", а затем отходят на принятое расстояние для беседы, после задают вопрос: «Как было комфортнее ребенку вести беседу?»
Организуя рабочее и игровое место
для ребенка в комнате уделяйте внимание мелочам и акцентируйте внимание на этом, говорите, что это только его комната. Ребенок благодаря вашим словам и правильно созданной атмосфере в комнате быстрее почувствует, что и у него есть личная безопасная территория, где он сможет развиваться и полноценно отдыхать!