22 Ноября 2024, 16:13

Автор Тема: Сказкотерапия, как один из инструментов современной эффективной педагогики.  (Прочитано 3384 раз)

Описание:

Оффлайн Просто Мария

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 272
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Сказкотерапия - как один из инструментов современной эффективной педагогики

Конкретного определения данному понятию найти сложно, но в общих чертах методику сказкотерапии можно описать как  инструмент психотерапии, педагогики и образования в целом.

Насколько эффективна эта терапия в воспитании дошкольников, и каким образом она работает?

Во-первых, через чтение и разбор содержания любой сказки одновременно происходит обмен старшего поколения с младшим  поколением неким опытом. Так как любая сказка содержит в себе определенные ситуации, которые встречаются в социуме, и эта ситуация рассматривается со стороны с участием сказочных персонажей. И персонажи при этом также  являются носителями определенных качеств,  как положительных, так отрицательных. Проживая с героями сказки сюжет, дети знакомятся  с правилами поведения, с  моральной стороной реальной жизни.

Во-вторых, работая над содержанием, у каждого ребенка появляется прекрасная возможность фантазировать. И здесь сказкотерапия выступает как важный инструмент развития таких умений как, поиск и принятие решений, самостоятельность, анализ происходящих событий.

И, в-третьих, решая проблемы через сказки, дети выносят эти навыки во взрослую жизнь. Ведь придумывая или разыгрывая сказочные постановки,  ребенок неосознанно переносит  ситуации из реальности в сказочную плоскость.

Распространенные методы работы со сказками:

1. Прочтите сказку и предложите ее обсудить ребенку;

2. Предложите сочинить сказку ребенку самому;

3. Предложите ребенку инсценировать с помощью кукольного театра или разыграть роли прочитанной сказки;

Действительно, как показывает опыт, применяя психолого-педагогической  работе с детьми  метод  сказкотерапии, значительно повышается уровень  психического развития ребенка, гораздо шире раскрывается его творческий потенциал, он проходит этап становления как личности более мягко и последовательно, приобретает новый духовный опыт всего человечества через сказки.
Плюс ко всему сказанному, благоприятно влияет на эмоциональную составляющую ребенка.

Особенности восприятия сказкотерапии на разных этапах взросления дошкольника

Для категории детей 3-6 лет характерно формирование мышления образного. Именно образное восприятие помогает воспринимать предметы, уметь их сравнивать в  уме, даже не видя их в данный момент, то есть лишь представляя.

Это становится зачатком умения формировать в голове модели ситуаций. И раскрыть и закрепить эти навыки как раз помогает работа со сказкой.

Возраст четырех-пятилетнего ребенка  это возраст сказочного мышления и воображения. Через сказку ребенок учится воспринимать и изучать действительность.

Естественно,  в зависимости от возраста подбираются сказки по информационному  наполнению и насыщенности. К примеру, детям от 3 до 5 более понятны станут сказки и различных животных. Малышам вообще очень нравится в этом нежном возрасте ассоциировать себя с животными, и они легко и забавно перевоплощаются, если их попросить об этом.

А вот в возрасте с пяти лет дети уже ассоциируют себя со сказочными персонажами человеческой природы: принцами, солдатами, королевами и так далее.

Кроме возрастной аудитории при подборе сказок необходимо отталкиваться еще и от направленности содержания сказки. Главный принцип подбора это наличие проблемной ситуации, некий нравственный рок, который они могут извлечь из нее (конечно с помощью взрослого).

В скором времени мы рассмотрим более подробно структуру занятия со сказкой и примеры.

Оффлайн LAURA_62

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 219
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Сказки всегда были основой для воспитания детей. Я люблю читать их своим внукам с выражением, с раставлением акцентов на некоторых ситуациях. И со старшими мы обсуждаем. Есть книги, я вроде про них писала, где после сказки идет перечень вопросов, на которые предлагается ответить детям.

Сказки читать надо обязательно. особенно на ночь. Хоть и многие психологи не рекомендуют по ряду причин. Но мои дети и внуки засыпали и засыпают под мое чтение с удовольствием)

Оффлайн Иринка

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 146
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Мой младший сынок не любит сказки из книжек. Каждый день, когда я укладываю его спать он просит рассказать ему сказку....потом смотри по сторонам что первое попадается ему на глаза о том он и просит сказку, например, про кровать))))Или про шарик, или про музыку)))

Очень необычный мой малыш))) И что делать? Приходится мне сочинять на ходу добрые сказки, да еще ведь нужно сочинить так, чтобы они были поучительными)))) скоро книгу сяду писать с участием необычных героев)))))

Оффлайн alena

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 107
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
А у нас принято так: если какая то книжка понравилась, то мы ее из дня в день будем перечитывать. И в итоге, ребенок выучивает ее практически наизусть)))И когда я начинаю читать перед сном, он просто со мной полушёпотом проговаривает то же что и я ))))

Дети верят в сказку, и совершенно иначе воспринимают ее. Они еще по-своему представляют все))) Я тоже за сказки)

Оффлайн Люб@шк@

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 130
  • Karma: +0/-0
  • Всем привет!
    • Просмотр профиля
По-моему даже сейчас психологи предлагают с помощью именно сказкотерапию решать некоторые проблемы у развитии и воспитании детей и даже взрослых. Если я конечно не путаю ничего)