Сказкотерапия - как один из инструментов современной эффективной педагогики
Конкретного определения данному понятию найти сложно, но в общих чертах методику
сказкотерапии можно описать как инструмент психотерапии, педагогики и образования в целом.
Насколько эффективна эта терапия в воспитании дошкольников, и каким образом она работает?
Во-первых, через чтение и разбор содержания любой сказки одновременно происходит обмен старшего поколения с младшим поколением неким опытом. Так как любая сказка содержит в себе определенные ситуации, которые встречаются в социуме, и эта ситуация рассматривается со стороны с участием сказочных персонажей. И персонажи при этом также являются носителями определенных качеств, как положительных, так отрицательных. Проживая с героями сказки сюжет, дети знакомятся с правилами поведения, с моральной стороной реальной жизни.
Во-вторых, работая над содержанием, у каждого ребенка появляется прекрасная возможность фантазировать. И здесь сказкотерапия выступает как важный инструмент развития таких умений как, поиск и принятие решений, самостоятельность, анализ происходящих событий.
И, в-третьих, решая проблемы через сказки, дети выносят эти навыки во взрослую жизнь. Ведь придумывая или разыгрывая сказочные постановки, ребенок неосознанно переносит ситуации из реальности в сказочную плоскость.
Распространенные методы работы со сказками:
1. Прочтите сказку и предложите ее обсудить ребенку;
2. Предложите сочинить сказку ребенку самому;
3. Предложите ребенку инсценировать с помощью кукольного театра или разыграть роли прочитанной сказки;
Действительно, как показывает опыт, применяя психолого-педагогической работе с детьми метод сказкотерапии, значительно повышается уровень психического развития ребенка, гораздо шире раскрывается его творческий потенциал, он проходит этап становления как личности более мягко и последовательно, приобретает новый духовный опыт всего человечества через сказки.
Плюс ко всему сказанному, благоприятно влияет на эмоциональную составляющую ребенка.
Особенности восприятия сказкотерапии на разных этапах взросления дошкольника
Для категории
детей 3-6 лет характерно формирование мышления образного. Именно образное восприятие помогает воспринимать предметы, уметь их сравнивать в уме, даже не видя их в данный момент, то есть лишь представляя.
Это становится зачатком умения формировать в голове модели ситуаций. И раскрыть и закрепить эти навыки как раз помогает работа со сказкой.
Возраст четырех-пятилетнего ребенка это возраст сказочного мышления и воображения. Через сказку ребенок учится воспринимать и изучать действительность.
Естественно, в зависимости от возраста подбираются сказки по информационному наполнению и насыщенности. К примеру, детям от 3 до 5 более понятны станут сказки и различных животных. Малышам вообще очень нравится в этом нежном возрасте ассоциировать себя с животными, и они легко и забавно перевоплощаются, если их попросить об этом.
А вот в возрасте с пяти лет дети уже ассоциируют себя со сказочными персонажами человеческой природы: принцами, солдатами, королевами и так далее.
Кроме возрастной аудитории при подборе сказок необходимо отталкиваться еще и от направленности содержания сказки. Главный принцип подбора это наличие проблемной ситуации, некий нравственный рок, который они могут извлечь из нее (конечно с помощью взрослого).
В скором времени мы рассмотрим более подробно структуру занятия со сказкой и примеры.