Особое место в культуре, да и в социологии вообще, всегда занимала такая важная этническая единица, как семья. Где, как ни внутри семьи, формируются традиции, прививаются такие качества как доброта, взаимопомощь, забота, привязанность и умение духовно общаться.
Безусловно, традиции привития определенной морали в семьях зависит от принадлежности к национальности. Однако можно с уверенностью сказать, что во всем мире семья воспринимается как центр любви и взаимной привязанности.
Раньше, когда о понятии «педагогики» никто не знал, процесс социализации ребенка как личности все равно происходил, это формировалось непосредственно через включение детей в различные сферы общественного труда.
А сама суть педагогических методов заключалась в сохранении обрядов, обычаях народов, в сказках и былинах, в маминых колыбельных.
Именно благодаря этому
воспитательный процесс нес в себе глубокий смысл, закладывая прочный фундамент в сознание ребенка по образцам поведения в обществе, а также об идеалах и ценностях, принятых в нем. Таким образом, ребенок ощущал свою некую причастность к жизни общества в целом.
Причем стоит отметить, что подрастающее поколение получало знания о моральных нормах, первые трудовые навыки и умения, естественно и абсолютно ненавязчиво.
Ничто так не обладает такой силой воздействия на личность воспитанника, как традиции и обряды, почитаемые в его семье.
Ведь это сама жизнь становится школой воспитания, а средством для достижения поставленных целей выступаю именно традиции и обычаи.
В семьях, где дети с раннего детства включены в эту систему, гораздо раньше происходит усвоение ими таких понятий как
«честность»,
«добрые поступки» и так далее.
Такой подход получил название этнопедагогического метода воспитания. И в нем можно выделить три ведущих принципа: 1. Приоритетный источник воспитания ребенка это сама жизнь;
2. Основа формирования хорошего семьянина в будущем, патриота своей Родины – это совместный семейный труд и богатые духовные взаимоотношения детей и родителей;
3. Основа воспитания и привития нравственных сторон , а также любви к трудовой деятельности – это постоянное поощрение родителями стремления к самостоятельности и творчеству.
В заключении можно сказать, что для этнопедагогики основной задачей в воспитании является поиск и внедрение в практику самых лучших и эффективных методов, которые были наработаны и переданы опытом разных народов.
Однако такой
подход к воспитанию детей также требует определенной системности и последовательности. При этом, безусловно, соотнося их с реальным временем.
Опыт прошлого это прекрасно, если он используется с участием здравого смысла. Ведь не стоит забывать, что наши предки многие обычаи и традиции напрямую связывали с религиозным течением. Этнопедагогика в данном случае не рассматривает такие варианты.