Столь юная категория «читателей» является довольно сложным объектом, так как читать дети еще не умеют, а учатся лишь внимательно слушать, разглядывать картинки и сопоставлять их с сюжетом воспроизводимого мамой текста.
В младенчестве многие мамы ошибочно полагают, что чтение не принесёт пользы их детям, так как они только появились на свет. Поэтому откладывают прочтение первых книг, стишков и потешек в «долгий ящик».
Однако, не стоит так заблуждаться, ведь правильное чтение книжек для детей раннего возраста это процесс совсем не одного действия. В ходе чтения для малыша ведется целая система выстроенных шагов: восприятие на слух, рассматривание картинок, соотношение сказки и картинок, изучение книги на ощупь.
Это и есть развитие малыша. Слушая маму, читающую ему день за днем, малыш учиться рисовать картинки в своей голове, развивать мысленно сюжет, забегая вперед, таким образом развивая свой творческий потенциал, интеллект и накапливая будущий лексикон.
Первый опыт.
Не стоит забывать о том, что первое знакомство малыша со чтением начинается еще в период внутриутробного существования. Еще не появившись на свет у будущего младенца развиваются умения слушать: а именно различать голоса, звуки.
Поэтому беременным женщинам во время вынашивания рекомендуют петь колыбельные вслух, читать хорошую литературу, слушать спокойную музыку. Все это, как уже доказано учеными, действительно положительно влияет на развитие плода.
Что касается содержания сказок, то конечно, ребенку, который живет внутри вас, вряд ли будет понятен смысл, но что действительно важно, так это ритм вашего чтения, интонация и громкость.
Будущим мамам советуем еще до рождения выучить стихи всем известной детской писательницы Агнии Барто, так как ее короткие стишки уже стали классикой детской литературы. Зная их наизусть, вы быстрее поможете выучить их своему малышу, когда придет время.
В возрасте 3-4 недель у младенца начинается формироваться умение удерживать взгляд на короткое время. А это значит, что уже можно предложить ему для изучения и разглядывания первую книжку. Это может быть мягкая книжка-шуршалка. Такие игрушки сделаны из мягкого материала с элементами декора, которые на ощупь имеют разную текстуру, такие книжки как правило яркие и интересны для крох.
Также на первом этапе жизни малыша по возможности включайте во время его бодрствования аудио сказки или классическую музыку. Обратите внимание на то, что сказки должны читаться спокойным приятным женским голосом, не очень громко, без резких звуков.
Когда ребенку исполнится 3-4 месяца, родители могут начинать игру со словами и изображениями, чтобы увеличить мозговую активность. Ребенок будет с интересом наблюдать за карточками с изображением животных, смотреть на фотографии родственников, и слушать что рассказывает папа или мама об этих изображениях.
Малышам ближе к годовалому возрасту становится любопытно все его окружение. Это желание еще зависит от того, что теперь они не находятся в одном положении: лежа. Теперь они могут сидеть, сами держат головку, могут ею крутить и видеть много интересного вокруг себя. Для годовалых деток лучше приобретать книги с плотными картонными листами, иллюстрации с простым сюжетом, не перенасыщенным действиями героев, и в сдержанной цветовой гамме.
Сейчас на рынке детской литературы появилось много изданий с несуществующими вымышленными животными, персонажами, которые выглядят не реалистично и непонятно для малышей.
Выбирая очередную книгу, важно помнить какую роль она будет играть в развитии малыша. Животные должны быть изображены правильно: цвета, формы, части тела, все должно быть, как в реальности, чтобы ребенок мог учиться, читая и рассматривая картинки.
Шаг от года к двум.
В сети можно найти массу списков книжек для данного возраста. Однако на «вкус и цвет…» как говорится. Поэтому лучше отталкиваться от интересов ребенка, а они уже к 1-1,5 годам начнут формироваться. Дети в этом возрасте продолжают с увлечением изучать таких животных как кошки, собаки, другие домашние животные. Все истории и сказки с их участием вызывают у них неподдельное любопытство.
Начните активно вводить в использование в речи прибауток, потешек, то есть детали русского народного фольклора. С года до двух ребенок уже учится соотносить текст с картинкой. Поэтому читая про кота и лису, к примеру, спросите: «Где на картинке кот? А где хитрая рыжая лисица?».
Ближе к двум годам дети с удовольствием слушают произведения (конечно частями) Бориса Заходера, К. Чуковского, А. Брато, а также сказки Сутеева.
Также в этот период встречается такое, что ребенок просит почитать одну и ту же сказку или стихотворение много раз, а к другим книгам не проявляет никакого интереса. В таком случае родители должны проявить терпение и читать снова и снова то, читать нравится малышу.
В два года детям уже можно расширять тематику разглядываемых картинок: транспорт, овощи, фрукты и так далее.
Один, два, ТРИ.
Вообще, привьете вы любовь к чтению или нет во многом зависит прежде всего от вас. Ребенка не обмануть: он чувствует охотно ли вы проводите с ним время за книгой или от нужды.
НО бывает, что ребенок никак не хочет сидеть и слушать или рассматривать книгу, он отталкивает родителей. Тогда следуйте нашим советам: чтобы не быть слишком навязчивым, предлагайте книгу тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Берите книгу с собой на прогулку, в поликлинику, в гости.
Купите
пальчиковый театр, состоящий из персонажей, которые хорошо знакомы вашему ребенку, разыграйте для него мини-спектакль.
В возрасте трех лет уже можно проводить анализ прочитанного, если ребенок понятно говорит. Прочитайте ему сказку репка, а затем спустя некоторое время посмотрите вместе мультфильм.
Задавайте ему наводящие вопросы, стройте беседы по увиденному и прочитанному. Спросите, а так ли представлял себе он героев книги?
Сделайте чтение доброй традицией вашей семьи.
Читайте с удовольствием вслух, выразительно. Со временем, и ребенок начнет копировать ваше поведение интонацию. А вместе с тем будет развивать свой кругозор и фантазию!