Роль игры в развитии ребенка.Игра является для ребенка одним из главных средств обучения, воспитания и познания окружающей действительности. Ее качество напрямую влияет на развитие крохи. Естественно, в каждом возрасте игровые интересы детей имеют свои особенности.
Зачем нужна игра? На гармоничное развитие личности малыша наибольшее влияние оказывают три фактора: игра, труд и эстетическая деятельность.
В нынешнее время о трудовой занятости малышей говорить не приходится. Комфортные условия городских квартир и наличие высококлассной бытовой техники практически сводят на нет помощь детей в хозяйственных делах. С одной стороны это хорошо, а вот с другой – ребята лишаются очень важного опыта. К счастью, компенсировать потери можно с помощью игры.
Ситуация с эстетической деятельностью сегодня гораздо лучше. Рисование, лепка, рукоделие, танцы и прочие виды творчества доступны всем малышам. Заниматься ими дети могу в многочисленных кружках, в детском саду, в
школах раннего развития и, конечно же, дома. Правда, исследования показывают, что в очень немногих семьях принято проводить творческие занятия. Уставшие после трудового дня родители предпочитают отдыхать у телевизора или компьютера, а дети следуют их примеру.
Следовательно, игра остается чуть ли ни единственным средством для детского развития.
Она выполняет следующие функции: - формирует желание выполнять социально значимые действия – лечить, воспитывать и так далее;
- развивает умение управлять собой – подчиняться правилам, следовать определенной роли;
- закладывает основы нравственности в межличностных отношениях – учит честности, взаимопомощи;
- помогает преодолеть эгоцентризм, ведь ребенку приходится ставить себя на место другого человека;
- совершенствует умственные способности – развивает логику, речь, внимание, память, умение планировать;
- приобщает к социуму.
Игры по возрасту.Игровая деятельность малышей развивается постепенно от года к году. Роль родителей в этом процессе огромна – они выступают и организаторами, и генераторами идей. На каждом этапе становления личности детские игры имеют свои особенности.
Ближе к году малыш осваивает повторные и цепные движения, то есть толкает предметы, размахивает ими и так далее. Немного позже все его действия складываются в последовательную цепочку. В этот период для крохи крайне важна новизна ощущений и предметов, поэтому арсенал игрушек придется постоянно менять.
Годовичков больше всего интересуют те игрушки, которые появились в его жизни вместе с близкими людьми, при этом важно не просто отдать малышу предмет, а описать его и произвести с ним какие-то манипуляции. В этот период для ребенка приобретает особое значение положительная оценка его действий взрослыми. Более того, он начинает подражать родителям.
После года малыш любит играть с различными предметами, используя их по прямому назначению. Рамки, пирамидки, матрешки, кубики, машинки, музыкальные инструменты, посуда – все это очень увлекает кроху. Но малышу нужно обязательно подавать пример действий с теми или иными вещами. В этот период для него очень важна совместная деятельность со взрослыми, а также их поощрения и корректировки.
В дошкольном возрасте (три года – семь лет) на первый план выходит сюжетно-ролевая игра, именно она готовит малыша к жизни в обществе. Опять-таки даже подросшие дети нуждаются в помощи со стороны взрослых. Ведь только они могут рассказать и показать, как нужно играть в больницу, магазин или железную дорогу.
Детские игры – это не только прекрасный способ развития интеллектуальных способностей крохи, но и возможность наладить с ним благоприятные отношения. В процессе игры взрослый становится для ребенка неоспоримым авторитетом, к словам которого просто необходимо прислушиваться.
А еще, играть с детьми – это весело!