25 Август 2019, 09:32

Автор Тема: О раннем (и не очень) развитии ребенка  (Прочитано 2211 раз)

Описание:

Оффлайн IGOR

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 12
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
О раннем (и не очень) развитии ребенка.

Каждая мама желает видеть своего любимого ребенка здоровым, умным, развитым, хорошо воспитанным и счастливым. Большинство мам понимают, что для того, чтобы ребенок рос здоровым, активным, любознательным, жизнерадостным, родителям необходимо прикладывать немалые усилия.

Чтобы ребенок рос здоровым, ему, конечно, необходимо здоровое питание и свежий воздух. Кроме того, хорошо бы заняться закаливанием, делать активную зарядку, проводить профилактику простудных заболеваний и т. д. На все это необходимо время.

Немного по-другому дело обстоит с интеллектуальным развитием ребенка. Тут родители часто впадают в крайности. Либо считают, что заниматься интеллектуальным развитием вовсе не нужно. Это должна делать школа и детский сад. А до этого нужно оставить ребенка в покое и не забирать у него счастливое детство.

Другая крайность в развитии ребенка (к ней склонны, как правило, молодые мамы) заключается в том, что мамы уверены — развитие не стоит на месте и с каждой минутой, проведенной впустую, ребенок глупеет на глазах. Поэтому нельзя терять ни секунды, нужно постоянно заниматься с ребенком, отдавать этому все свои силы и время. Что будет в таком случае с самой мамой и отношениями в семье — вопрос открытый.

Сесиль Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» замечательно описала «профессиональных мам», которых встретила в институте Глена Домана (специалиста по детскому развитию). Да, их дети действительно многое умели и знали в удивительно юном возрасте, но когда Лупан попросила одну из мам рассказать о себе, та долго молчала, а потом ответила: «Я профессиональная мама». Кроме этого, им нечего было рассказать о себе! Такие мамы жили исключительно развитием и успехами собственных детей, они растворялись в них. У них не было ни собственных интересов, ни времени на себя. Целый день они занимались детьми, а когда те спали, мамы готовили развивающие пособия на следующий день. Они приносили себя в жертву собственным детям. А самый главный вопрос: кто от этого выигрывал? Я не думаю, что дети.

И еще один не всегда благоприятный вариант занятий с ребенком — занятия от случая к случаю. Результат от них очень небольшой, а время потрачено.

Как же найти золотую средину? Как помочь развитию ребенка, но не потерять при этом себя? И как сделать так, чтобы наша помощь оказалась максимально полезной?

Для того чтоб определиться в этом, давайте для начала ответим себе на вопрос: «Для чего мы начинаем заниматься с ребенком?» Очень важно ответить честно самим себе. Мы довольно часто, занимаясь с ребенком, делаем это не для него, а для себя. Как правило, чтобы потешить свое самолюбие. Ведь приятно осознавать, что ваш ребенок в два года умеет читать, танцевать и в шахматы играть. Очень приятно. Вот только ребенку это необходимо? Может, ему в песке поиграть хочется?!

Подумайте, не пытаетесь ли вы компенсировать свои нереализованные мечты и фантазии с помощью ребенка. Ведь гораздо легче заниматься его совершенствованием, чем бороться со своими недостатками и развивать собственные способности.

Как можно проверить, какую цель вы преследуете? Если занятия с ребенком приносят удовольствие вам обоим, если малыш сам требует их снова и снова, — скорее всего, вы все делаете правильно. Если же вы настаиваете, заставляете, давите на ребенка, значит, это нужно вам, а не ему. В таком случае вам нужно заняться собой и оставить ребенка в покое.

Совсем не заниматься с ним, конечно, нельзя. Необходимо направлять, поддерживать, помогать, учить. Обязательно нужно участвовать в его обучении и развитии. Но делать это с умом и желанием.

1.   Начинайте с себя. Вы хотите воспитать доброго, умного, сильного, здорового ребенка? Проверьте, обладаете ли вы сами этими качествами.

Детей практически невозможно научить порядку, если дома постоянный беспорядок. Их нельзя научить доброте, если мама или папа грубо разговаривают, например, с продавцом в магазине. Можно сколько угодно рассказывать о вреде курения и алкоголя, но в устах того, кто сам курит или пьет, это будет звучать неубедительно. Заставить кого-то читать книги, если его родители только в телевизор и смотрят, очень и очень сложно. Начните с себя. Будьте для детей образцом для подражания.

2.   Занимайтесь в первую очередь здоровьем ребенка.

Здоровый ребенок активен, он любознателен, редко болеет, а следовательно, редко упускает время, чтобы развиваться. Обязательно занимайтесь вместе спортом, закаливанием. Больше времени проводите на уличных прогулках. Ведите здоровый образ жизни.

Играйте вместе с ребенком. В игре он осваивается и учится, совершенствует все свои навыки (мышление, память, воображение, мелкую моторику...). В игре он узнает о том, как устроен мир.

3.   Как можно реже используйте слово «нельзя». Ограничение действий ребенка мешает его развитию. Дети очень любознательны. Они настоящие ученые-исследователи (будущие Ньютоны, Менделеевы, Ломоносовы), а также великие творцы, художники, танцоры, музыканты... Сейчас их талант только начинает раскрываться, и если постоянно ограничивать ребенка, мешать его развитию, то талант может снова уснуть и уже больше не просыпаться.

4.   Поддерживайте интерес. Не отмахивайтесь от вопросов маленького «почемучки». Поддерживайте его интерес ко всему. Листайте вместе энциклопедии, старайтесь максимально доходчиво и содержательно отвечать на вопросы. С искренним любопытством решайте головоломки, ставьте эксперименты. Еще один замечательный способ удовлетворить любопытство — искать видео по интересующей вас проблеме. В интернете можно, с легкостью, найти ответы на абсолютно различные вопросы. Начиная от «Что такое ехидна?» и до «В чем смысл жизни?».

5.   Создавайте развивающую среду. Собирайте хорошую библиотеку, «умные» игрушки, наборы для творчества, наборы для экспериментов (такие как «Юный физик» или «Юный химик»), У вас в доме есть шахматы? А карта мира? А микроскоп? На вашем подоконнике есть место для небольшой теплицы? При желании дома можно организовать настоящую лабораторию. В этой лаборатории ребенок будет проводить много времени, делая свои открытия, а вам останется только не мешать ему в этом.