Какую радость доставляют первые произнесенные слова ребенка. Сколько сил и времени родители готовы отдать его всестороннему развитию и созданию благоприятных условий для взросления.
Но мало кто знает, что именно до трехлетнего возраста у ребенка есть необыкновенный ресурс запоминания и хранения большого объема новой информации. Поэтому на этом этапе начиная от года до трех лет важно уделять особое внимание чтению вслух, разговорам с малышом, показывать различные картинки или игрушки произнося их название, оговаривая их форму, цвет, размер.
А лишь после 3 лет благодаря накопленному багажу лексических единиц, ребенок учиться использовать все слова в конструкциях речи.
И здесь, как педагогам, так и родителям может прийти на помощь современная методика по развитию речи малышей – работа с мнемотаблицами или опорными схемами.
Что это такое и как с этим работать?
Мнемотехника представляет собой совокупность определенных правил и приемов, целью которых является упростить процесс запоминания новой информации.
Чаще всего мнемотаблицы имеют вид опорной схемы, на которой изображены картинки поэтапно связанные напрямую с сюжетом (смыслом) стихотворения или рассказа.
Как известно, в раннем дошкольном возрасте малышам приходится осваивать навыки решения различных задач, анализировать связи и отношения между предметами, явлениями. Опорные схемы помогают детям связать весь этот процесс воедино, не потеряв при этом сути. Именно благодаря мнемотехнике можно достаточно эффективно развивать и обогащать детскую речь, делать ее связной, последовательной и грамотной.
Привлечь интерес детей и зародить желание описывать устно, какие либо явления или объекты задача не из легких. Однако с появлением методики работы с мнемотаблицами в этом направлении появились новые возможности. Ведь схема всегда находится перед глазами ребенка и служит ему подсказкой.
Активно применяются схемы для пересказов сказок, рассказов, для заучивания стихотворений, для составления рассказа о природе, о временах года, о животных и по другим различным тематикам.
Для начала взрослый (родители или педагог) читает текст, затем предлагает посмотреть на схему и соотнести ее с озвученной информацией. То есть на данном этапе происходит перекодирование абстрактных символов в опорные образы на схеме.
Затем уже с опорой на мнемотаблицу снова осуществляется пересказ взрослым, здесь упор делается на запоминание детьми на слух и визуально.
Следующим этапом может стать зарисовка – копирование схемы детьми, если она выполнена в простой доступной форме.
Далее ребенку дается возможность пересказать самостоятельно с помощью схемы услышанное.
Данная методика уже доказала свою высокую эффективность в решении проблем с затруднениями в развитии
речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.