Всем известно, что для общего правильного развития малыша важно своевременное
развитие тактильных ощущений.
Именно благодаря этим ощущениям малыш с первых дней жизни вне утробы матери начинает познавать мир, через первые прикосновения к материнской груди, через первые попытки удержать погремушку и так далее.
Маленькие ручки и ножки, крохотные ладошки и пальчики становятся главными органами, которые исполняют все команды сложного механизма мыслительной деятельности ребенка.
Именно ладони рук помогают учиться сравнивать путем прикосновений к различным поверхностям, помогают познавать различные свойства и признаки предметов, что в свою очередь развивает у ребенка любознательность к изучению окружающего его мира. Чем раньше родители начинают уделять внимание развитию тактильных ощущений ребенка, тем раньше он научиться сравнивать, анализировать, объединять предметы по свойствам и признакам.
И эти процессы с каждым днем будут делать
мышление малыша более
упорядоченным. Ведь говорить ребенка о том, какой лимон желтый, овальный, шершавый и кислый можно долго, но поймет он взрослого и познает этот фрукт, лишь однажды прикоснувшись и попробовав его на вкус. И этого раза уже будет достаточно для того, чтобы в голове малыша зафиксировалась информация о таком явлении как лимон.
Еще Мария Монтессори в своей широко известной методике уделяла особое внимание развитию отдельных чувств восприятия при работе с детьми. По ее версии, чтобы развить достаточно хорошо, к примеру, тактильные ощущения, необходимо исключить остальные. То есть детям с закрытыми глазами предлагалось на ощупь несколько предметов.
Затем ребенок должен был подобрать пары предметов – серию схожих по свойствам (шершавые, гладкие). Таким образом чувство тактильных ощущений очень сильно упражнялось.
Родители могут также самостоятельно, занимаясь дома, развивать своих детей, уделяя этому немного времени систематически.
Рассмотрим известные упражнения и задания для категории детей различного возраста на развитие тактильных чувств. «Дорожка» - детям от 1 года.
Суть данного задания в упражнении тактильных ощущений ступней ног детей. В летнее теплое время, прогуливаясь или отдыхая на природе можно предложить детям пройти с закрытыми глазами по дорожке из гальки, затем по гладкой асфальтированной дорожке, потом по песку, по земле.
Во время такой прогулки у ребенка откладывается в головном мозге информация по ощущениям от прикосновения ног к разным поверхностям. Кстати, доказано, что данное упражнение положительно влияет на развитие речи детей.
Подобную тренировку можно организовать и в стенах дома. Для этого можно сделать несколько дорожек, используя различные материалы: дорожка из кусков бумаги, дорожка из махрового полотенца, дорожка из пшена или риса и так далее. Перед выполнением ребенку необходимо вымыть ноги, вытереть их насухо. Проходить по каждой дорожке следует с закрытыми глазами, сохраняя равновесие.
«Песочница» - детям от 2,5 лет.
Мелкая моторика творит чудеса с речью детей. Поэтому смело можно использовать в качестве материала для развития мелкой моторики и сенсорики так называемый «живой песок» или песок обычный, чистый.
Достаточно насыпать песок в емкость, удобную для игры ребенка. Ребенок может просто пересыпать его из руки в руку, строить башни, лепить куличи. Ощупывая маленькие предметы, в нашем случае песчинки, детские ручки активно воздействуют на нервные окончания в пальчиках, что благотворно влияет на моторику рук в целом.
«Игры с зерном» - детям от полугодовалого возраста.
Это, пожалуй, любимая игра, как самых маленьких, так и детей постарше. Для ее реализации понадобится сшить небольшие мешочки из ткани средней плотности (обычно используют лен). Затем нужно наполнить мешочки разными крупами, примерно до середины, и зашить со всех сторон.
Ребенок должен будет на ощупь подобрать каждому мешочку пару.
Эти и многие другие игры, и веселые задания родители могут придумывать сами по аналогии. Главное, чтобы игрушки получались безопасными для детей, без доступа к мелким деталям и острых краев.
Фантазия и желание сделать жизнь ребенка лучше и продуктивнее помогут взрослым открыть новые перспективы в развитии их малышей!