Проблема детского непонимания самого понятия времени состоит в его абстрактности. Ведь малышу будет гораздо понятнее явление, которое можно потрогать или увидеть. Время же мы может лишь осознавать и ощущать через последовательность действий.
Для большинства детей время ассоциируется напрямую с тем, что он делал, и где он был. Вы, наверное, замечали, как малыши выражают свое отношение ко времени, они говорят: «Я болел, когда мы ходили на день рождение к Маше» или «Когда мы были на даче, я рыбачил с папой на озере».
Дети никогда (в редком случае) не назовут вам месяц, день недели или время суток пережитых событий. Еще более удивителен тот факт, что у детей нет понятия настоящего времени, они совершенно иначе нежели взрослые воспринимают временные рамки.
Хотя доказано, что постижение времени начинается еще в период внутриутробной жизни. А после появления малыша на свет важным моментом в развитии ориентации во времени ребенка становится его новый режим дня: кормление, сон, кормление, прогулка, кормление, купание, ночной сон.
Когда начинать учить ребенка определять время по часам?
По словам психологов раннего развития, начинать обучение можно еще в дошкольном возрасте. Но, несмотря на то, что он может вам называть время по часам, вряд ли он будет адекватно воспринимать и понимать до конца смысл того, что он делает.
Дети в возрасте семи лет уже более осмысленно к этому подходят. Ведь в этот период (7 лет) как раз идет процесс формирования абстрактного мышления, которое является основой для понимания времени.
Поэтому до семилетнего возраста важно научить ребенка делать различия в природных сезонах, месяцах, днях недели, частях суток – это и будет первым шагом в освоению времени в более старшем возрасте.
Поэтому в этой статье мы поговорим именно о ходе подготовительной работе.
До того, как вы приступите к обучению с использованием циферблата, необходимо провести подготовительную работу с ребенком. Сколько она займет времени, зависит от вас и развития вашего малыша.
Выполняйте ежедневно следующие упражнения: обсудите, сколько лет ему было 2 года назад, а сколько ему исполнится чрез 2 года; Что он умел делать год назад, а что он научился делать сейчас. Вместе с ребенком наблюдайте ежедневно за последовательностью событий: ночь сменяет утро, затем наступает день, за днем следует вечер, а вечер сменяет ночь и так каждый день, а точнее сутки.
Эти упражнения помогут плавно перейти к изучению конкретно времени на часах. И ребенку будет проще постичь важное свойство времени: что все возвращается на круги своя.
Далее будут уместно познакомить малыша с настоящим, будущим и прошедшим временем через такие понятия как: «сначала, потом, сейчас, до того как, после того, скоро» и так далее. Существуют сюжетные схемы-картинки, которые помогают ребенку быстрее разобраться в этих понятиях через составление рассказа.
Следующим шагом может стать знакомство с временами года, месяцами и днями недели. Для этого вы можете взять старый перекидной календарь с изображением сезонных природных явлений. Это станет наглядным пособием при рассказе ребенку о временах года.
Для того, чтобы закрепить новые знания каждое утро проговаривайте какой сегодня месяц. Какое число и какой день недели. Можете также в комнате ребенка делать надписи на доске для рисования или магнитной доске.
Вечером спрашивайте ребенка, какой день подходит к концу, а какой был вера, а завтра какой день наступит?
После того, как у ребенка хорошо осядет в памяти последовательность дней недели, можно познакомить его с понятием «позавчера-послезавтра».
Итак, как видите процесс подготовительной работы длительный и довольно не простой. Он требует от родителей смекалки, для того чтобы заинтересовать ребенка и терпения , чтобы не бросить обучение на полпути.
В следующих статьях мы рассмотрим методы обучения времени по циферблату, с учетом пройденного этапа подготовки.