23 Июнь 2017, 21:49

Автор Тема: Раннее развитие ребенка! Мнение врача невропатолога.  (Прочитано 7198 раз)

Описание:

Оффлайн фиалка

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 18
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Хочу поделиться с вами мнением врача-невропатолога, который высказывается по вопросу раннего развития. Статья из рассылки: "Образование и Карьера" выпуск 39-й, 6 мая 2004 года.

Вот статья:

Я - против раннего развития!

Родственники считают меня ленивой и безответственной. У меня трое детей (старшей дочери - четыре с половиной года), а я, представьте себе, не занимаюсь с ними ни чтением, ни письмом, ни математикой. Более того, я рада, что с бабушками дети проводят не больше шести часов в неделю, из которых на обучение приходится меньше половины. А значит, в оставшееся время я смогу уменьшить негативные последствия чрезвычайно высокой обучающей активности. Почему я пропагандирую столь непопулярные в современном мире взгляды? Откуда пришло ко мне "тайное знание" о вреде раннего интеллектуального развития? В наши дни со всех сторон слышны слова о том, что мы живем в "информационном обществе", что главным в наши дни является интеллект. Из этого многие родители делают вывод о том, что ребенок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки буквально с пеленок. В этом видится залог успешной карьеры, благополучной жизни и так далее. На самом деле ранний старт не всегда дает преимущество. Постараемся аргументировать эту позицию и проиллюстрировать ее конкретными примерами.

В ущерб здоровью.

В качестве врача-невролога мне приходится консультировать и лечить детей с головными болями, непроизвольными движениями (тиками), недержанием мочи. Каждую неделю ко мне приводят малышей, у которых эти симптомы появились в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности. Проходят эти симптомы только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха ребенка и снимают с него львиную долю интеллектуальной нагрузки.

Почему так происходит? Дело в том, что мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом - за движение и только потом - за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы. Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов - и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.

На прием приходит мама девочки трех с половиной лет. И жалуется, что в детском саду девочка начала заикаться. Из беседы я узнаю, что малышка "плохо сидит на уроке, через десять минут выпадает с занятия, молчит, если ее вызывают к доске прочитать стишок".

Мама искренне считала, что проблема - в ребенке, что девочка слишком застенчива. Над чем мы стали работать? Было понятно, что на первой же консультации мама не примет решение поменять сад. Мы назначили курс дыхательных упражнений, пение и двигательную терапию. Девочка ходила в садик, но "учителя" перестали вызывать ее к доске - мама поговорила с ними по нашей просьбе. (Здесь и далее МЫ - это команда специалистов, которая собирается для коррекции одного или нескольких детей.)

Спустя месяц запинки в речи стали появляться только на фоне сильного потрясения. Тогда мы добавили занятия с логопедом и игротерапию, включающую сенсорную стимуляцию - рисовали руками, "плавали" в сухом бассейне, играли в ролевые игры. Еще через месяц мама сменила девочке садик. В другом саду малышка много играла, общалась с детьми и нормально отвечала во время занятий. Уровень интеллектуальных занятий в той группе был вполне физиологичен - уроки в игровой форме, часто просто на ковре. Изучали не буквы и цифры, а формы, цвета, понятия один - много, часть и целое… Девочка сейчас учится в массовой школе, почти отличница, и вся семья как страшный сон вспоминает свою растерянность перед ее заиканием.

Что же произошло? Эмоционально, физически и психически нормальный ребенок попал в ситуацию, в которой испытал чрезмерное напряжение, физиологически не соответствующее его развитию. Мы провели разгрузочную программу, которая способствовала уменьшению напряжения и возвращению ребенка в русло адекватного развития.

Человеческое общение.

У многих детей психологическое напряжение вызвано другой общей причиной - высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации, эмоциональной нечувствительностью. Чем больше родители будут стремиться "развивать" своих суперспособных чад, тем раньше и тем острее проявятся психические нарушения, если ребенок имеет к ним склонность. В то время как без чрезмерных нагрузок ребенок мог бы прожить жизнь психически здорового человека или же нарушения проявились бы лишь в старшем возрасте.

Для многих молодых родителей интеллектуальное развитие в ущерб эмоциональному стало нормой жизни. Замотанная мама лишний раз не приласкает малыша, не поцелует и не погладит его. Грудничок подолгу лежит в мокрых пеленках, мама радуется, что он нетребователен, интересуется только развивающими игрушками и не теребит ее за фартук. В два года малыш начинает говорить длинными фразами и цитировать стихи. Родители опять радуются и отдают его в языковую группу. До трех лет все нормально. А потом ребенок становится неуправляем, отказывается слушаться взрослых, а порой перестает говорить вообще.

Конечно, этот абзац не может полноценно обрисовать спектр эмоциональных и волевых проблем, в результате которых проявляются тяжелые психические заболевания, но в общем и целом картина именно такова. В нашем центре и подшефных детских садах мы работаем с такими детьми, играем с ними в телесно ориентированные игры, приучаем к самостоятельности, прививаем навыки опрятности и социально адаптируем малышей. Вовремя начатая эмоциональная коррекция позволяет многих отдавать в массовые школы, не отдаляет их от сверстников. К сожалению, бывают случаи, когда родители все-таки не прислушиваются к рекомендациям и интеллектуально перегружают детей. Дети выпадают из общественной жизни, переводятся на домашнее обучение, часто получают серьезную терапию психотропными препаратами.

Поэтому я советую при нарушении контакта с сыном или дочкой как можно раньше обратиться к специалисту. Помните, что развитие имеющихся способностей может совсем подавить те функции, которые в организме работают плохо.

Елизавета Меланченко,
врач-невролог
« Последнее редактирование: 13 Март 2017, 15:35 от LOGOS »

Оффлайн Marina

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 87
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Я не согласна. Всё дело в подходе, если в виде игры, если ребенку нравится или даже сам интересуется, каким образом это может плохо повлиять на психику? Другое дело- садить за парту и заставлять зубрить неинтересные малышу вещи.
Видела, как четырехлетнего малыша заставляют учиться, а в результате слёзы градом, обиды.
"Вот бери и рисуй! Ну и что , что не хочешь сейчас , а надо!!!"
Это,  конечно, издевательство.

Оффлайн Вадим1978

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 19
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Не могу согласиться с автором статьи

Интересно, как она поступает, если ребенок сам задает вопросы и хочет познавать? Я в три года бегло читал, к пяти годам складывал и вычитал в уме трехзначные числа, чем, по рассказам, приводил в удивление всех взрослых. Уже во взрослом возрасте я специально интересовался у родителей, заставляли ли они меня изучать что-нибудь. Они говорят, что даже не подогревали мой интерес, и что я сам очень сильно интересовался цифрами, буквами и т.п. Нет оснований им не верить, поскольку в отношении внуков они совершенно не пытаются педалировать вопрос интеллектуального развития. Я помню из своего детсадовского времени, как САМ каждый день брал стопку детских книжек и читал их одну за другой, и помню, насколько мне это было интересно.

Я сам являюсь противником навязывания интеллектуальной деятельности ребенку. В этом процессе не должно быть родительских амбиций. При этом считаю, что заитересовывать (цифрами, буквами, музыкой, спортом и всем, чем угодно) можно и нужно. Моему сыну четыре года, он читает, считает, делает это везде и с удовольствием. Сегодня мы перечитали большую часть названий станций метро на схеме нанесенной на банкомат.

Никаких тиков, головных болей и прочих сложностей ни у меня ни у него не наблюдалось и не наблюдается. Почему-то мне кажется, что автор статьи Елизавета Меланченко просто выбирает наиболее удобную для себя точку зрения

Оффлайн Alex

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
     Есть во мнении этой статьи , конечно,  рациональное зерно. Но на мой взгляд, если ребенку нравится заниматься этим самым "интеллектуальным трудом" - хотя у меня язык не поворачивается так назвать игровые занятия для детей ;D

 Если малыш сам с радостью тащит маму или папу в такие центры, если педагогу удалось таки заинтересовать малыша учебным процессом через игру, то почему нет то? Что может быть здесь плохого.

 Кончено, если 4 летнего дитя привести в группу и заставить учить таблицу умножения... то тут пожалуй я согласна, может и нервный тик и недержание начаться))

И вообще подход правильный нужен и все. Если ребенок творческий - не надо его заставлять учить цифры и буквы, пусть рисует, лепит себе  ;)

Оффлайн LAURA_62

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 219
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля

Alex!

Полностью согласна с Вашим мнением.

Насильно не добьешься хороших результатов. Если что -то ребенку не по душе, то ни удовольствия ни новых знаний он не приобретет, а только не рвы потратит себе и родителям.

НО, когда ребенок с радостью входит в этот процесс, результаты превосходят все ожидания: ребенок сам начинает задавать вопросы, интересоваться окружающим миром, ждать очередных занятий.

Именно когда такой настрой у малышей, то можно говорить и о пользе раннего развития и о высоких результатах)

Оффлайн Dasha

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 131
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
А по-моему, если дело доходит простите до срывов и недержания, то тут вообще не при чем занятия по раннему развитию.

Это лечить ребеночка надо у специалистов. :-\

Оффлайн alena

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 107
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
У меня подруга педагог раннего развития. Так к ней кто ни придет консультироваться из родителей. Она ни кому еще не отказала : по причине , что рано вам))

Всех берет деток, у каждой возрастной группы своя методика и программа тематических занятий на учебный год.

С малышами 2-3 она занимается в присутствии родителей, там они и поют и танцуют и играют.

 Детьми постарше, уже занятия по серьезнее.

Но до срывов не доходило.

Оффлайн Лучшая мама

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 90
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Срывы в раннем возрасте это частое явление. Сами подумайте нагрузили ребенка с головы до ног занятиями, а он еще играть хочет, он еще не созрел.

По мне так тоже если ребенок не испытывает комфорта от посещения занятий,лучше отложить их до лучших времен.

Оффлайн Alex

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Лучшая мама!

И я такого же мнения придерживаюсь. если что то не понравилось ребенку сразу, лучше подождать и привести в другой раз, спустя время.  Не надо заставлять!

Оффлайн Madam lolo

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 72
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Лучшая мама!

И я такого же мнения придерживаюсь. если что то не понравилось ребенку сразу, лучше подождать и привести в другой раз, спустя время.  Не надо заставлять!
Совершенно согласна!

Оффлайн Аннушка

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 72
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Конечно все индивидуально. Главное , чтобы ребенок здоров был психически, и готов морально.