22 Ноября 2024, 17:33

Автор Тема: Артикуляционная разминка для малышей! Учимся правильно говорить!  (Прочитано 13085 раз)

Описание:

Оффлайн Просто Мария

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 272
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Большую роль в развитии речи и правильных речевых навыков играет разминка артикуляционного аппарата или по простому говоря, речевая гимнастика.

Особенно важна ее роль в момент становления первой детской речи. Ведь занимаясь с малышом с самого раннего детства, показывая как правильно произносятся те или иные звуки родители формируют, во-первых, патологическую грамотность, во-вторых,  фонематический слух, что также не мало важно, и в -третьих, как уже говорилось, грамотную и правильную речь.

Существуют огромное количество упражнений для разного возраста с учетом особенностей физиологических особенностей ребенка.

Сегодня мы расскажем об упражнениях для детей 3-4 лет. Эти задания можно использовать для занятий дома, для занятий в детских садах и центрах.

Для выполнения понадобится небольшое зеркало на каждого ребенка. Это необходимо для того, чтобы ребенок видео, что он делает, как при этом располагается его язычок, какую форму принимают губы.

Сначала объясняется задание, его этапы выполнения. Затем взрослый показывает, как оно выполняется. Только потом дети пробуют самостоятельно.

"Тик-так". Изображаем движение маятника часов. Рот широко открыт, язычок напряжен, кончиком язычка поочередно касаемся сначала правого уголка рта, затем левого. Челюсть нижняя при этом остается не подвижна.

"Грибок". Рот широко открыт. Обе челюсти неподвижны. Средняя часть язычка плотно прижимается к небу, должно чувствоваться напряжение в нижней части язычка. Задерживаем в таком положении на 1-5 секунд. Расслабляем язычок. И повторяем упражнение.

"Лошадка". Имитируем стук копыт.  Рот открыт широко. Обе челюсти при выполнении данного упражнения подвижны. Кончик язычка на мгновение прижимается к небу и возвращается в исходное положение, за счет быстрых движений должен получится звук скачущей лошадки.

"Вкусное варенье". Рот открыт. Кончиком языка облизываем сначала верхнюю. затем нижнюю губу, круговыми движениями.

Добро пожаловать на занятия с логопедом в Детском Центре «ЛОГОС»! Записаться на занятия можно по телефону: +7(495)999-03-17

Оффлайн LAURA_62

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 219
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Очень полезные упражнения. Только рассчитанные на совсем крох.  Если можно поделитесь упражнениями для детей старшего возраста. Потому что довольно часто детки и в пять и 6 лет плохо говорят, имеют какие то дефекты речи.

Думаю многим мамочкам такие советы будут полезны. Можно ведь помимо занятий у логопеда и дома уделять этому время.

Мы с внуком чистоговорки такие вот учимся проговаривать на проработку отдельных звуков: типа "са-са-са вот бежит лиса, су-су-су поймаем мы лису..." И  так далее)

Оффлайн Мама_Сына

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 32
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
А мы дома в качестве разминки произносим четко гласные звуки, и обращаем внимание при этом на положение и форму губ.

Ааааааа - рот широко открыт.

Ууууу - губы вытянуты трубочкой.

Оооо-  форма губ похожа на букву О.

В общем еще есть такой учебник По дороге к Азбуке. В интернете нашла там есть фрагмент с мартышкой, которая изображает произношение звуков, забавная.

Ребенку нравится за ней повторять. Получается своего рода артикуляционная разминка.

Оффлайн Мама_Сына

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 32
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Вот нашла даже сохраненную картинку с мартышкой)

Оффлайн Просто Мария

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 272
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
LAURA_62,  мы предлагаем Вашему вниманию систему артикуляционной гимнастики для детей в возрасте 5-6 лет, у которых встречаются проблемы на произношение звука [Л].

Надеюсь наши советы будут Вам полезны!

Упражнение "Блинчики"

Благодаря упражнению вырабатывается  умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в распластанном  широком положении.

Выполнение: Улыбаемся (не растягивая при этом губы в сильной улыбке), приоткрываем рот, кладем широкий край язычка на нижнюю губу. (Следим за тем, чтобы нижняя губа при этом не подворачивалась) Шлепаем губами по язычку, пытаемся произносить звук пя-пя-пя. Ребенку можно объяснить, что мы так месим тесто.

Далее делаем попытку удержать язычок в широком положении в открытом рте, считая до 5,10 (жарим блинчики).

Затем втягиваем медленно все такой же распластанный язычок за нижние зубки – убираем в тарелочку готовый блинчик.

При выполнении данной гимнастики необходимо следить за правильным дыханием малыша, важно, чтобы ребенок не задерживал дыхание.

Упражнение "Индюк"

Благодаря упражнению вырабатывается умение делать  подъем языка вверх, способствует развитию подвижности верхней части языка.

Выполнение: Приоткрываем рот, кладем язычок  на верхнюю губу и делаем  движения вперед-назад широким передним краем язычка по верхней губе,  при этом стараемся  не отрывать язык от губы, движения приглаживания.

В начале упражнения движения плавные, затем темп можно увеличивать постепенно и добавить произношение звуков бл-бл-бл.

Упражнение "Качели"

Благодаря упражнению вырабатывается  умение быстро менять положение язычка во рту,  такое умение является основополагающим  при соединении звука [л] с гласными [а, ы, о, у].

Выполнение: Широко улыбаемся ( так чтобы было видно зубы),слегка  при¬открываем  рот, кладем  широкий язык за нижние зубы  и удерживать  его в таком положении (считая от 1 до 5).

Затем поднимаем язычок (широко распластанный) за верхние зубы и удерживаем в таком положении под счет.

Таким образом, быстро меняя положение язычка то вверху, то внизу дети имитируют движения качели. Важно следить за тем, чтобы работал язычок, а челюсть оставалась неподвижной при выполнении упражнения.

Оффлайн Dasha

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 131
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Добрый день! подскажите, пожалуйста а возможно ли самостоятельно поставить ребенку те звуки, которые у него еще не получаются? И еще, подскажите, какие самые сложные звуки для постановки правильного произношения? и важна ли последовательность в этом деле? просто купила книгу для логопеда и вот думаю. может самой с ребенком позаниматься....не водить никуда ::)

Оффлайн Madam lolo

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 72
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Не знаю, что Вам ответят логопеды Центра, но мне так кажется, что вряд ли вы без образования сможете сами как то повлиять на произношение ребенка.

Во-первых, детки обычно на родителей не очень реагируют как на учителей, а во-вторых, сделаете что-нибудь не правильно и отобьете у ребенка все желание ходить к логопеду.

Во-вторых, родители не всегда бывают столь же терпеливы, как специалисты ;D ;D

Придумайте, может стоит ограничиться разминками, которые здесь приведены или еще в интернете поищите по вашему случаю...

А если в ЛОГОС ходите, то проще всего будет зайти к логопеду да и задать вопрос этот же ;)

Оффлайн Аннушка

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 72
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
С удовольствием поделюсь из своей копилки опытом) тут даже с картинками, можно распечатать и заламинировать, чтобы прослужили дольше)

Еще для первого ребенка нашла в сети)

Оффлайн Форучанка

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 56
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Я предлагаю логопедические стихи, они направлены на закрепление умений произношения отдельных звуков.


Взрослый должен читать их, а ребенок на слух услышать ошибку и исправить.


Звуки з-ж

У Светланы и у Лизы Есть и санки, есть и лызы.

Звуки л-р

Был закат и тих, и светел, Но потом поднялся ветел.

Звуки ж-з

Что стучишь так громко, дождик? Не забьёшь ты даже гвождик.

Звуки с-ш

Лежали на улице свежие доски. На них отдыхали ленивые коски.

Звуки с-ш

Миша и Маша лежали в коляске. Были они, безусловно, двойняски.

Звуки рь-ль

Мама, мама, мне поверь: Сам убрал свою постерь.

Звуки рь-ль

Огибает речка Рощу, как коречко.

Звуки ль-рь

Встал Илья на тонкий лёд И хотел пойти впелёд.


Звуки ш-с

Двое маленьких мышат Тоже ходят в детский шад.

Звуки р-л

Грустят на пригорке Две стройные ёрки.

Звуки ч-ть

Не за рыбой охотится чайка,
А за булкой — ну что за ленчайка!
 

Оффлайн Екатерина

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Разминка "Иголочка".

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Ребенок должен открыть рот, высунуть язычок как можно дальше, напрячь его; сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10

***
Разминка "Пароход"

Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

***
Разминка "Маляр"

Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

Вот такие забавные нашла в каком то блоге про воспитание)

Оффлайн LAURA_62

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 219
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Можно поиграть в мартышку, покривляться.

Оффлайн КУЗНЕЦ-СЧАСТЬЯ

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 51
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Упражнение 1. Бегемотики”. (Дети широко открывают рот перед зеркальцем и задерживают данную позу на счёт от 1 до 5.).

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.

Упражнение 2 “Слон”. (Дети вытягивают губы в трубочку, как хобот. Выполняют упражнение несколько раз).

Буду подражать слону!
Губы “хоботом” тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Упражнение 3 “Лягушка и слоник”. (Дети, чередуя, тянут губы в стороны в улыбке, изображая лягушку и вытягивают губы в трубочку, как слон).

Раз – лягушка с толстым брюшком,
Два – большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив её в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.