Привыкание к переменам в образе жизни ученика начальной школы стало популярной темой. И этот этап в жизни любого ребенка действительно заслуживает отдельного трепетного внимания со стороны взрослых (родителей) и учителей начальной школы. Ведь именно первый год пребывания в общеобразовательной системе можно назвать чрезвычайно сложным и даже переломным этапом для детей.
Для маленьких учеников вместе с вступлением в новый статус происходит и изменение роли, которую они играли в социуме, одновременно меняя привычный уклад жизни ребенка, увеличивая эмоциональную и психическую нагрузку младшего школьника.
Беззаботные игры во дворе с ровесниками сменяют каждодневные уроки и череда домашних заданий, которые требуют от ребенка умственной активности, напряженной работы над силой волей и собственной усидчивостью, удержанию вниманию над выполняемой школьной работой.
А что касается пребывания в школе первоклассника, так это тоже часть колоссального для него труда: учитель требует соблюдать иные нормы поведение (держать правильно осанку во время посадки за партой, при письме), не разговаривать, не вставать с места без разрешения руководителя. Все это в комплексе является
статической нагрузкой, которая не привычна и дается нелегко каждому первокласснику без исключения.
Маленькие всезнайки, придя в первый класс, по законам природы еще испытывают большую потребность в движении. Двигательная активность, которую они с лихвой получали в детских садах и дома, с поступлением в школу уменьшается.
Все эти факторы создают благотворную почву для возникновения некого кризиса при поступлении ребенка в первый класс.
Могут ли взрослые помочь без ущерба для психического здоровья ребенка влиться ему в новый вид деятельности? Конечно да! Для того чтобы переход от привычной игровой деятельности к школьной учебной работе прошел безболезненно, родители должны стать опорой и поддержкой своему первокласснику в первый год учебы во всем.
У многих детей встречается
пристрастие к любимым игрушкам, которые они берут собой повсюду. Пусть и школа не станет исключением. Если ребенок, идя на уроки, пожелает взять собой своего «друга» не стоит отказывать ему. Взрослые лишь должны объяснить, что игры на уроках запрещены, а вот на специальных переменках ребенок может насладиться игрой.
Удивительно, но психологами доказано, что дети, которые приносят с собой игрушки или любимые предметы в школу (это касается лишь начальной ступени образования),
чувствуют себя в безопасности, защищенными. Есть категория тревожных и робких детей, для которых любимая вещь может стать также «спасательным кругом» в море знаний.
Очень часто малыши в первый месяц обучения (иногда этот период может быть более длительным) начинают обращать внимание родителей и учителей на плохое самочувствие.
А после школьных занятий вполне могут появиться усталость и даже головные боли. Это связано с новыми переживаниями ребенка и адаптацией организма к иным нагрузкам. Вместе с вялостью у некоторых детей может появиться снижение аппетита и в некоторых случаях проблемы со сном. Состояние детей, как правило, приходит в норму по истечении нескольких месяцев.
Период приспособления ребенка
к школе также характеризуется явными изменениями в поведении школьника.
В зависимости от психологических особенностей ребенка проявления изменений могут быть различными: от агрессивности и возбужденного состояния, до заторможенности, страха, депрессивного состояния. Случается, что при первых попытках обучения, ребенок теряет веру в себя и свои способности, как следствие, зарождается нежелание идти в школу снова, так как ребенок считает себя хуже других.
Этот момент родители должны заметить и правильно проработать, объяснив, что все дети в классе пришли за знаниями, что все равны. Также из разговора ребенок должен четко уяснить, что родители верят в его будущие успехи.
Только будучи внимательным другом своему ребенку, взрослые могут облегчить нелегкий путь перехода из детского сада в образовательную систему.
В следующей статье мы рассмотрим виды нарушений адаптации детей, выражающиеся в форме протестов.