Скоро начинается прием документов в общеобразовательные школы, а во многих из них и собеседования с будущими учениками. Многие родители задаются вопросом готов ли их ребенок к обучению в школе , если не готов ,то что делать, да и что следует понимать под психологической готовностью к школе.
Психологическая готовность к школе подразумевает достижение ребенком определенного уровня интеллектуального, личностного, социально-психологического и эмоционально – волевого развития. Каждый из этих компонентов формируется практически все дошкольные годы, а не за 2-3 месяца до поступления в школу. За это время можно лишь натаскать ребенка на правильные ответы стандартного собеседования «как зовут маму и папу» «знаешь ли ты свой адрес», «как называется город, в котором ты живешь», «1+1», «можешь ли ты посчитать до 10» и т.д.
Перед родителями 5-6 летних детей стоит задача помочь ребенку сформировать предпосылки для будущей учебной деятельности, развить те качества, без которых адаптация к школе и успешная учеба в начальных классах будет затруднена. Но без помощи специалистов-дошкольников этот процесс может не достичь желаемого результата. Недостаточно водить ребенка на занятия английским языком и рисованием, заставлять механически запоминать буквы и цифры. Необходима комплексная программа развития и обучения, тщательно продуманная и сориентированная на конкретный возраст. Такую подготовку лучше осуществлять в детском дошкольном учреждении, «маленькой школе» или в специальных подготовительных классах при школах.
Помимо специальной подготовки (знакомство с основами математических знаний, занятия по развитию связной образной речи, развития фонематического слуха, мелкой моторики и т.д.) систематические занятия будут способствовать формированию у ребенка готовности принять новую для него социальную роль школьника. Принятие позиции школьника, умение общаться на новом уровне со взрослыми и детьми и есть проявление личностной и социально-психологической готовности.
Интеллектуальная готовность предполагает определенный кругозор и конкретные знания, способность ориентироваться в окружающем мире, желание узнавать новое. Развитие образных представлений и конечно же развитие речи и мышления.
Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению в школе не менее важен. Волевая готовность – это способность ребенка напряженно трудиться, выполнять требования и задания учителя, соблюдать режим дня, положительно относиться к целям своей деятельности, стремиться к достижению результата, уметь организовать свое рабочее место. Эмоциональная готовность проявляется в радостном ожидании начала обучения в школе, достаточное развитие высших чувств ( нравственных, интеллектуальных, эстетических) и сформированность эмоциональных свойств личности (умение сочувствовать и сопереживать).
Для того чтобы определить уровень готовности вашего ребенка лучше обратиться за консультацией специалиста. Своевременное выявление «слабых» мест, анализ фактором риска в развитии ребенка поможет определить, на что нужно обратить внимание в первую очередь. Возможно, кроме образовательно–развивающих занятий потребуется помощь логопеда, детского психолога или дополнительные индивидуальные занятия. Ведь многие учебные проблемы детей в младшей и даже средней школе - родом из дошкольного детства.