Уже много рассказано нами в других статьях о пользе и важности музыкального воспитания детей раннего возраста.
Сегодня мы продолжим делиться идеями и опытом наших преподавателей в области привития музыкального вкуса и развития чувства ритма вместе с музыкальным слухом. Игры и упражнения для детей в возрасте от двух лет.
Прекрасная возможность открывается для тех родителей, у которых имеется дома пианино или синтезатор. Эти музыкальные инструменты станут верными помощниками для зарождения у малыша интереса и первой любви к музыке, к звукам. Для этого взрослые должны взять водный маркер (важно, чтобы он легко стирался) и обозначить им две, удаленные друга от друга, клавиши. То есть важно отметить клавиши, которые будут издавать разные по высоте звуки.
Далее следует действовать по алгоритму: взрослый нажимает на помеченные клавиши несколько раз, ребенок смотрит, слушает. Затем ребенок отворачивается от инструмента, а взрослый снова нажимает только одну клавишу. Задача ребенка угадать, какая из раскрашенных клавиш дала такой звук.
По мере взросления ребенка, растет и степень сложности данного упражнения: взрослые должны постепенно подключать (закрашивать) большее количество клавиш.
Вместо маркера можно вполне выбрать другой приемлемый вид обозначения клавиш, от ярких наклеек до однотонных широких лент стикера.
Игры и упражнения для детей от трех лет «Нарушаем звуковой ряд».
Взрослый выбирает 3-4 клавиши подряд (все белые) и проигрывает их по порядку на глазах у малыша несколько раз. Затем ребенок отворачивается, а взрослый проигрывает этот же звуковой ряд, но нарочно пропускает одну из нот ряда.
После того, как ребенок повернулся к инструменту, ему озвучивается задание: он должен угадать первоначальную последовательность звука. При этом взрослый должен показать с какой именно клавиши начинается данный звуковой ряд.
Постепенно можно также увеличивать число клавиш в звуковом ряду. Не стоит забывать менять места на клавиатуре.
Игры и упражнения от трех лет «Изучаем высоту звука».
На данном этапе сначала взрослый должен рассказать ребенку, что звуки различаются по высоте. И свои слова обязательно подтвердить делом: проиграть разной высоты ноты. Воспроизводя тот или иной звук, называйте «высокий» - «низкий».
Обычно при проведении данного упражнения взрослым приходится прибегать к артистизму: менять голос, корчить гримасы, сравнивать при этом высокий и низкие звуки с голосами животных. Низкий - пароход, медведь; высокие – мышка, комарик и так далее. Когда ребенок более или менее усвоит эти понятия, можно приступить к тренировкам.
Сначала взрослый нажимает любую клавишу, а ребенок должен сказать какой он – низкий или высокий. Затем следует усложнить задачу: взрослый нажимает клавишу, и просит ребенка найти и нажать звук выше или ниже.
Пусть ребенок видит, какую клавишу нажали вы, так на первых порах будет легче запомнить информацию о высоких низких нотах. В более старшем возрасте можно выполнять задания, предварительно отвернув ребенка от инструмента.