Любые родители рано или поздно сталкиваются с новыми переживаниями – появившимися
страхами у ребенка.
Сегодня поговорим о том, какая же роль отведена этим эмоциональным ощущениям в ходе развития и взросления детей.
Как бы странно это не прозвучало, однако принято считать, что страхи несут в себе и некую пользу. К примеру, благодаря присутствию ощущения страха выполняется защитная функция, ограждая ребенка от излишнего риска в различных жизненных ситуациях ( при переходе проезжей части). Именно страх становится регулятором поведения человека, защитой от опасностей, обеспечивая самосохранение.
В психологии приятно считать, что детские страхи это неотъемлемая часть переживаний, необходимых для правильного функционирования детской психики.
Пожалуй, многие замечали, что в подростковом возрасте дети часто отдают предпочтение не романтическим комедиям, а фильмам ужасов, триллерам, в детских лагерях, собираясь компанией, рассказывают страшилки.
Благодаря таким переживаниям, через крики и последующий смех у детей выходит наружу психическая энергия – энергия агрессии и разрушения.
Как видите, это подтверждает пользу «страшных» переживаний.
У каждого возраста своя категория страхов, которая выполнив полезную функцию со временем должна исчезнуть.
Рассмотрим детские страхи по возрастным ступеням:От 0 до 6 месяцев. -испуг от неожиданного незнакомого звука;
- энергичные движения постороннего человека;
- звук упавшего предмета;
От 7 до 12 месяцев. - громкие шумы (работа пылесоса, звуки музыки на большой громкости);
- страх перед незнакомыми людьми;
- новая обстановка, процесс одевания/раздевания;
- иногда страх перед сливом в ванной, бассейне;
- страх высоты;
От 1 года до 2-х лет.- громкий звук;
- расставание с родителями (как правило, с мамой);
- страх перед любыми незнакомыми людьми;
- отверстие в ванной;
- процесс укладывания спать, сновидения;
- страх перед травмами;
От 2-х лет до 2,5.- страх перед ровесниками, с которыми ребенок не знаком;
- разлучение с родителями;
- страх перед отвержением со стороны родителей;
- ночные кошмарные сновидения;
- страх грома, молнии, сильного дождя;
От 2-х до 3-х лет.- страх перед непонятными несуществующими объектами (это могут быть персонажи сказок: Мойдодыр, домовенок Кузя…);
- страх перед неожиданными событиями в привычном укладе жизни (смерть близких, развод родителей, переезд);
- перемещение объектов;
- исчезновение или передвижение внешних объектов.
От 3-х до 5-ти лет.- страх перед смертью ( в этом возрасте дети осознают, что у жизни есть конец);
- частые страшные сновидения;
- страх перед тем, что могут напасть чужие люди (можно часто услышать в этом возрасте «Дядю боюсь»);
- боязнь огня и пожара;
- гром, молния, град;
- змеи;
От 6-ти до 7-ми лет.- зловещие мифические существа (ведьмы, призраки);
- страх перед потерей родителей;
- страх быть потерянным;
- страх ночного одиночества (из-за страха перед призраками, и другими сказочными существами);
- страх перед физическим насилием;
- страх стать несостоятельным школьником;
От 7-ми до 8-ми лет.- темные места в доме (чердаки, подвалы, темные комнаты);
- страх перед катастрофами;
- потеря любви со стороны родителей, потеря хорошего отношения со стороны первой учительницы, страх плохих отношений с ровесниками;
- страх перед опозданием в школу;
- неприятности в школе;
От 8-ми до 9-ти лет.- боязнь школьных неудач;
- страх быть раскрытым (в случае если кого-то обманул дома или в школе);
- физическое насилие;
- боязнь ссоры с родителями
- страх потери близких, родителей;
От 9-ти до 11 лет.- страх перед неудачами в школе или спортивные неудачи;
- боязнь серьезно заболеть;
- страх перед некоторыми животными (мыши, крысы, лошади, собаки);
- боязнь некоторых аттракционов;
- страх перед грабителями, ворами;
От 11-ти до 13-ти лет.- страх быть неуспешным в чем-либо;
- боязнь выглядеть глупо. Совершать недостойные поступки;
- неприязнь к собственной внешности;
- страх заболеваний;
- страх критики со стороны взрослых (родителей, учителей);
- боязнь сексуального насилия.
Итак, как указано выше у каждого возраста свои переживания. И это
норма в психическом развитии. Но важно видеть разницу между патологическим страхом, который нуждается в наблюдении специалистов и нормального, соответствующего возрасту ребенка.
Полное отсутствие каких-либо страхов также является признаком патологии в развитии и требует наблюдения у специалистов.