Этапы эмоционального становления и развития ребенка. Эмоциональная сфера – фундаментальная составляющая процесса развития ребенка, поскольку любое общение и взаимодействие малыша с внешним миром будет неэффективным, если участники его не в силах, во-первых, "лицезреть" эмоциональное состояние друг друга, а во-вторых, контролировать и управлять собственными эмоциями. Точное понимание собственных чувств и эмоций – очень важный момент в процессе формирования личности растущего члена общества.
Этапы развития: проявления, характеристики. В дошкольном возрасте представляется возможным выделить два периода становления функциональных систем эмоционально-психического развития. В начале жизни определяются и совершенствуются системы, обеспечивающие нормальные отношения ребенка с внешней средой, то есть регуляция инстинктивной деятельности, направленная на удовлетворение потребностей в воде, пище температурном комфорте. Одновременно устанавливаются биоритмы. Это так называемый сомато-вегетативный период.
В возрасте между 3 и 7 годами на «передовую» выходит двигательная активность. Этот этап принято называть психомоторным. В этом периоде совершенствуются не одно лишь умение двигаться, автоматизм и пластичность во всех движениях, но и рождаются на свет дебютные трудовые навыки, такие как подражание, желание угодить, старание. Одновременно происходит формирование мимики, начинает лучше усваиваться объемная информация, совершенствуется речь, а также наблюдается резкий рост словарного запаса.
В этом же периоде закладываются нравственные качества личности: инициатива, самостоятельность, аккуратность, последовательность в выполнении заданий, элементы дисциплины, самодисциплины и самообслуживания. Определяется ролевая функция ребенка, как члена семьи. Она отражает его нравственное совершенствование: стремление помочь родителям, предупредительность, предусмотрительность и другие высоконравственные поступки.
Ограничение двигательной активности ребенка в этом периоде снижает развитие самостоятельности, трудовой активности, самообслуживания, приводит к развитию эгоизма, иждивенчества, пассивности, непрактичности, непредусмотрительности. У такого ребенка нарушается адаптация (приспособление) даже к самым несложным новым условиям жизни.
Возрастные кризы. Конечно, эти кратко охарактеризованные этапы развития не всегда четко выражены. Могут быть постепенные, мало заметные переходы от одного этапа к другому. Существуют три «возрастных криза»: от 2 до 4 лет, в 7—8 лет и в подростковом возрасте (период полового созревания).
Неблагоприятные воздействия в периоде второго возрастного криза могут вызвать повышенную двигательную активность, задержку в развитии речи и дефекты ее. Дети становятся капризными, конфликтными, суетливыми, у них отмечаются различные формы снижения внимания, отсутствует интерес к играм.
Характер нарушений, возникающих в периоды возрастных кризов, зависит от зрелости функциональных систем ребенка, на которые выпала чрезмерная нагрузка, а также от состояния сложных биологических механизмов, которые отвечают за процессы компенсации. Наиболее часто наблюдаются извращения пищевого инстинкта, нарушения сна, задержка развития моторных функций, различные дефекты речи.
Познание предметного мира ребенком зависит от участия и постоянного упражнения буквально всех органов чувств. Дети нуждаются в одобрительном к ним отношении со стороны окружающих, а также посильной помощи родителей (однако лишь в случае ярко выраженных волевых усилий непосредственно самого малыша, когда без «совета» старших обойтись попросту невозможно).
Предельно важны здесь оптимизм, прекрасное игривое настроение, постоянная эмоциональная поддержка родственников, одобрение, являющееся активной оценкой успеха. По мере того, как ребенок познает мир, у него постепенно и поэтапно воспитываются чувства, тренируются и закаливаются волевые усилия. Достигается это с помощью разнообразных занятий, которые предусматривают постоянное повышение требовательности, а также усложнение тренингов, направленных на преодоление трудностей. Эмоциональная поддержка ребенка со стороны старших играет исключительную роль в развитии нравственности. По мнению В.Сухомлинского, потребность являться хорошим и примерным формируется исключительно у тех детей, которых взрослые уже расценивают как хороших, которые уже достигли определенных успехов. Не нужно только понимать буквально, что если на каждом шагу говорить, что он «хороший», так все будет обеспечено. Ни в коем случае! Дети прекрасно чувствуют фальшь и неискренность. Можно безо всяких слов или, по крайней мере, без лишних слов всем поведением, отношением, убеждением формировать у ребенка уверенность, а в дальнейшем и убежденность, что он хороший, и он, как правило, стремится быть таким.
Потребность добиться успеха и достичь конкретной цели является базой нравственного воспитания. То исключительное доверие, которое каждый ребенок испытывает по отношению к своим родителям, гарантирует ему эмоциональную поддержку хорошего поступка. Если же ребенок не слышит в свой адрес ни одного одобрения, тем более заслуженного, в нем рано, очень быстро угасают и потребность, и желание поступать хорошо. Часто неодобрительное отношение взрослых сочетается с различного рода «табу», постоянными окриками типа «разобьешь», «порвешь», «сломаешь», которые тормозят развитие и познавательного процесса, и детской активности, а у некоторых детей формируют упрямство, негативизм и другие нежелательные реакции.
Добро пожаловать в группы общения и эмоционального развития Детского Центра ЛОГОС.