Еще на стадии подготовки ребенка к школе многие сталкиваются с тем, что их ребенку с трудом дается обучение чтению и навыкам письма. В психоневрологии это является нарушением и определяется терминами «дисграфия» и «дислексия».
Как же определить наличие у ребенка данного нарушения?
Первыми признаками дислексии могут служить такие ошибки ребенка при чтении как: пропуск/добавлении некоторых звуков, искажение правильного звучания некоторых слов, переставление в словах букв местами.
Также у такой категории детей очень низкая скорость чтения, путаница в восприятии на слух и воспроизведении некоторых звуков (в частности глухих и звонких парных согласных) – «д-т», «б-п», «з-с», «ж-ш», и так далее. Такие задания как чтение, пересказ прочитанного, являются для подобных детей сложными и нелюбимыми занятиями. В ряде случаев на появление у ребенка затруднений в области развития речи, связано с наследственным фактором.
То есть, если у нескольких членов семьи наблюдались подобные изъяны, есть вероятность, что и у будущего ребенка имеется предрасположенность к этому. Чаще всего сразу заметить это весьма сложно. По наблюдениям логопедов и детских психологов, наличие данного фактора становится явным лишь ко 2 классу обучения ребенка.
Часто такое расстройство как дислексия наблюдается у детей мужского пола, чем у женской половины.
Еще одно любопытное наблюдения сделали психологи:
причиной возникновения у ребенка дисграфии может стать двуязычие в семье. Как искоренять?
Решить подобную проблему, безусловно, возможно, но здесь все зависит от желания и усердия, как ребенка, так и его родителей. Ведь овладение чтением и письмом возможно лишь при условии систематических добросовестных занятий. И сколько на этой уйдет времени сказать сложно, все зависит от уровня ребенка: кто-то потратит год, у кого-то уйдет пару месяцев.
Основная задача всех занятий по устранению дислексии: постоянные тренировки речевого слуха, а также «буквенного» зрения ребенка. Здесь стоит уточнить, что профессиональная помощь просто необходима, если родители настроены серьезно в отношении развития своего ребенка.
Поэтому помимо самостоятельных занятий в домашней обстановке, в обязательном порядке должны проходить и
логопедические занятия. Ведь богатый опыт логопедов поможет подстроить систему обучения индивидуально под каждого ребенка. На таких занятиях, как правило, совмещают сразу несколько направлений деятельности: от речевых игр до складывания слов из карточек.
И логопед, и родители должны научить ребенка соотносить букву-символ с тем звуком, который она обозначает. Большое внимание отводится звуко-буквенному анализу слов. При тренировке слуха всегда идет сопровождением наглядными образами, в карточках, что позволяет лучше запоминать материал.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям дома уже сегодня начать делать первые шаги на пути к исправлению дислексии. 1. Выберите одну букву. Назовите ее ребенку. Дайте ребенку текст – это может быть отрывок художественной литературы или кусочек рассказа по внеклассному чтению. Дайте задание: зачеркивать эту букву во всех словах, на протяжении всего предложенного текста. На данное упражнение предпочтительно отводить не более пяти минут каждый день. Такое задание улучшает качество письма и речь ребенка, но при условии постоянных тренировок.
2. Начинайте постепенно попытки писать небольшие диктанты простым карандашом. Пусть это будут тексты по 150-200 слов. После обязательно проверяйте, но старайтесь исправлять не красной пастой, а цветными карандашами. Такие задания также развивают слуховое восприятие и грамотность ребенка!
Каждый раз при организации домашних занятий или при подготовке к посещению занятий с логопедом, взрослые должны быть в хорошем настроении, спокойными и эмоционально уравновешенными. Не стоит настаивать на быстром достижении результата. Лучше двигаться медленным темпом, но достичь высоких результатов, чем чрезмерно напористо заниматься, перегружая ребенка!