22 Ноября 2024, 10:51

Автор Тема: Нормы развития речи  (Прочитано 11057 раз)

Описание:

Оффлайн Marina

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 87
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Нормы развития речи
13 Мая 2013, 22:29
Темп развития речи у детей разный - одни начинают говорить раньше, другие позднее. При этом скорость овладения словом зависит и от внимания взрослых которые его окружают и от индивидуальных особенностей малыша.

Для того чтобы понять, имеются ли у ваших детей проблемы в усвоении речи, необходимо знать, каковы этапы ее становления. Ребенок не рождается со сложившийся речью. Постепенно шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.

Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом овладения речью - развивается понимание речи. До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Вместо этого ребенок использует так называемые слова - предложения. Например: просит у мамы машину – би-би.

Лучшие логопеды Москвы по телефону: +7(495)999-03-17

Оффлайн Marina

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 87
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нормы развития речи
Ответ #1 : 13 Мая 2013, 22:29
К 2 годам - все чаще говорит предложения состоящие из 3-4 слов. Употребляет неправильные окончания. Второй год жизни самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него начинает складываться правильное звукопроизношение. Ребенок должен уметь произносить все гласные звуки кроме звука Ы, согласные Б, П, М, Й, К, Г. В 2 года преобладают мягкие звуки, они служат заменителями твердых согласных. Возрастной нормой является также опускание сонорных звуков Р, Л (ыба-рыба, пахая-плохая, тамвай-трамвай). Из твердых звуков начинают произносить - В, Ф, Х, а часть детей Г, Д, Н. Произношение даже имеющихся в речи звуков неустойчивое, ребенок может произносить одно и тоже слово по-разному, заменяя трудный звук различными звуками.

Оффлайн Marina

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 87
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нормы развития речи
Ответ #2 : 13 Мая 2013, 22:30
К 3 годам – становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка. Некоторые дети до 2 лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, которые заменяются свистящими. Соноры Л, Р.

Если ребенок к трем годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, то можно говорить о некоторой задержке развития его звукопроизношения. Надо сказать, что количество правильно произносимых звуков, стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов больше упражняются в произнесении звуков, у них совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и в результате таких тренировок звук приходит в норму.

Оффлайн Marina

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 87
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нормы развития речи
Ответ #3 : 13 Мая 2013, 22:30
К 4 годам дети свободно пользуются речью, вступают в контакт не только с знакомыми людьми, но и посторонними. В этом возрасте появляются звуки Ш, Ж, Ч, Щ, еще не считается речевым отставанием замена звука Р на Л (лука-рука) и замена звука Л на ЛЬ (ляк-лак). Наблюдается смешение звуков С на Ш, З-Ж, Сь-Щ так в словах, требующих свистящий звук, вдруг может произнестись шипящий. Такое явление может свидетельствовать о некотором недоразвитии фонематического слуха. То есть следует больше уделить внимания на его развитие.

Оффлайн Marina

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 87
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нормы развития речи
Ответ #4 : 13 Мая 2013, 22:30
К 5 годам (средний дошкольный возраст) отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. Звукопроизношение должно полностью нормализоваться. Может наблюдаться только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука – лаборатория, шерстяной. Становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а так же подбор слов с заданным звуком.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Не умение выделять звуки в слове не является возрастной особенностью, а связано только с тем, что такой задачи перед ребенком никто не ставит, а сам он в практике речевого общения не испытывает в этом необходимости. Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи.

Оффлайн Marina

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 87
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нормы развития речи
Ответ #5 : 13 Мая 2013, 22:31
К 6 годам не все дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других неправильное их формирование. Ясность внятность речи во многом зависит и от того насколько быстро говорит ребенок. У детей говорящих быстро, как правило, речь менее отчетливая - не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, проглатывают даже отдельные слова. Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата может быть причиной неправильного произношения звуков, нечеткости речи. Смена молочных зубов - ухудшается дикция. Ребенок в зависимости от ситуации может говорить громко и даже шепотом, умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, пользуется интонационными средствами выразительности.

Оффлайн LAURA_62

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 219
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нормы развития речи
Ответ #6 : 20 Августа 2013, 13:09
Прочитала ваше описание норм развития речи и у меня возник вопрос: моему внуку в октябре исполнится 3 года. До 2 не говорил ничего кроме "папа.мама,баба,деда". Сейчас заговорил практически все,НО некоторые звуки произносит путаясь. Об этом у вас ничего не написано,поэтому задаю вопрос. Например вместо "МУХА- МУФА", путает К-Т. Нужна ли нам консультация логопеда или еще рано ходить на какие-либо занятия по коррекции речи? Спасибо.

Оффлайн Просто Мария

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 272
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нормы развития речи
Ответ #7 : 29 Августа 2013, 08:03
LAURA_62!

Вам не стоит беспокоиться, в таком возрасте допустимы погрешности в произношении, и допустимо также путание звуков.

Пока к логопеду можно не обращаться, но через год если изменений в лучшую сторону не будет стоит проконсультироваться.

Можете пока посещать занятия логоритмики.

Оффлайн Оля

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 35
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нормы развития речи
Ответ #8 : 28 Февраля 2014, 08:29
Мы разминки делать начали лет с 3-3,5, когда начал говорить хорошо (но недостаточно хорошо выговаривать некоторые звуки). Сейчас масса интересных артикуляционных разминок с картинками и примерами можно найти, у меня к примеру есть такая.
Может кому пригодится, тоже скачал в интернете, где именно уже не помню.

Оффлайн Оля

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 35
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нормы развития речи
Ответ #9 : 28 Февраля 2014, 08:29
вот еще

Оффлайн Оля

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 35
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нормы развития речи
Ответ #10 : 28 Февраля 2014, 08:30
почему то одним файлом все прикрепить сразу не смогла

Оффлайн ЧудоВперьях

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 66
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нормы развития речи
Ответ #11 : 24 Августа 2014, 21:09
Конечно детки разные, и физически они все по разному развиваются. У каждого свой срок. А что касаемо речи, то тут вообще мне не ясно до конца под какие рамки можно  их подгонять?

Сначала они путают звуки, и по-моему это проходит каждый ребенок. Потом они начинают путать слоги местами. Так у моей подруги дочь в 4 года на вопрос "Кто тебя покусал?" Отвечала "Корамы". Потом уже она смекнула, что вопрос ей эттот слишком часто задают взрослые, чтобы похихикать, перестала отвечать. Да и много таких примеров. НО взрослые же так не говорят) Так что всему свое время)