21 Август 2017, 13:08

Автор Тема: Дефекты речи у детей  (Прочитано 3386 раз)

Описание:

Оффлайн LOGOS

  • Administrator
  • Jr. Member
  • *****
  • Сообщений: 97
  • Karma: +777/-0
    • Просмотр профиля
Дефекты речи у детей
07 Октябрь 2013, 18:11
Первые слова умиляют родителей. И с каждым днем словарный запас ребенка увеличивается.
Но что предпринять родителям, детки которых испытывают определенные трудности при произношении?
Данная статья расскажет о разновидностях дефектов речи у детей.

Дефекты речи у детей.

Трудности в произношении каких-то звуков или букв больше распространены среди дошколят. В этот период они начинают разговаривать и излагать свои мысли. Если ребенок растет в спокойной обстановке и его развитием занимаются родители, то дефекты речи со временем проходят. Хотя не всегда. Примерно 5 - 7% детей так и не удается избавиться от речевых проблем.

То, с каким успехом ребенок будет осваивать родную речь, зависит не только от его общего развития, а также от генетики. Даже, казалось бы, родные братья и сестры начинают разговаривать в разные периоды времени. Кто-то в 10 месяцев начинает лепетать слова и предложения, а кто-то в 2-3 года.

Перед тем как обратиться за помощью к специалистам, узнайте существующие нормы в этом вопросе, а также, в чем заключается суть речевых отклонений.

В современной психологии детей разделяют на два типа: на «говорунов» и «молчунов».

Как правило, «говоруны» очень активны и интересуются всем окружающим. Они постоянно вступают в беседы, задают нескончаемое множество вопросов. Также без труда вливаются в новый коллектив. Зачастую такие дети начинают разговаривать раньше своих сверстников.

«Молчуны», в свою очередь, предпочитают больше созерцать, слушать, нежели разговаривать. В новой компании чувствуют себя достаточно скованно и неуверенно. Эти дети начинают разговаривать позже нормы. Хотя, если и начинают, то, как правило, без особых дефектов речи. Но если ваш ребенок не заговорил к 2-3 летнему возрасту, обязательно проконсультируйтесь со специалистами.

Речевые нарушения у детей:

Дислалия.

Особенности: нарушение речи при произношении звуков. Например, происходит искажение звуков либо их замена. Нередко встречается, когда ребенок попросту опускает и не произносит тот или иной звук. До достижения определенного возраста данный речевой дефект не должен особо волновать родителей. Если вашему ребенку исполнилось четыре года, но он все равно продолжает произносить неправильно слова и звуки, например, вместо звука «р» произносит «л», вместо «с» - «ш» и т. д., следует обязательно обратиться к дефектологу или логопеду.

Ринолалия.

Особенности: нарушается тембр голоса из-за анатомических дефектов речевого аппарата. Ребенок начинает гнусавить, говорить «в нос». В таком случае звуки искажаются. Окружающим тяжело разобрать то, о чем говорит малыш.

Это обусловлено расщеплением твердого и мягкого неба. Также может быть вызвано параличом мягкого неба, травмой в ротовой или носовой полости. Нередко этот дефект возникает из-за наличия различных наростов и образований в полостях. Все эти факторы способствуют нарушению речи.

Дизартрия.

Особенности: нарушения в произношении связаны с поражением работы нервной системы. Происходит ограничение скорости и силы движений органов речи, что вызывает нарушения в произношении звуков, меняется интонация, мелодика речи, а также речевое дыхание.

Если вы заметили, что язык малыша становится вялым, неконтролируемым, то вы столкнулись с данным речевым дефектом. К тому же, если у ребенка возникают сложности при таких простых процессах, как надувание щек, нахмуривание бровей, знайте, лечить ребенка следует комплексно. Поскольку дизартрия - не просто речевой дефект, а заболевание, связанное с нарушениями двигательной сферы.

Алалия.

Особенности: характеризуется полным или частичным отсутствием речи, но при этом у ребенка хороший физический слух. К тому же у ребенка нет умственного отклонения, состояние речевого аппарата нормальное. Он жаждет общения с людьми, но не может произнести ни слова. Общение происходит с помощью мимики и жестов.

Причина кроется в слабом развитии или поражении речевых областей, за деятельность которых отвечает левое полушарие мозга. Это может произойти либо еще на внутриутробной стадии, либо на раннем этапе развития малыша. Алалия бывает двух типов: сенсорная, когда ребенок не может понять и воспроизвести человеческую речь, и моторная, когда ребенок в состоянии понять речь, но не может разговаривать.

Задержка речевого развития (ЗРР).

Особенности: позднее и медленное овладение речевыми навыками. Чаще распространено среди детей младшего возраста.

Причины возникновения данного дефекта могут быть разные: неполноценная речевая среда, слабое физическое и психическое здоровье и т. д.

Заикание.

Особенности: заключается в нарушении скорости, ритмичности и плавности речи, при этом сопровождается судорогами мышц лица. Отмечается повторение звуков, чрезмерное растягивание гласных, повторение слов и слогов и т. д. Чаще этот дефект связан со страхом. Например, в обычной жизни ребенок не заикается, но как только он оказывается возле доски или в окружении большого количества людей, он начинает волноваться, и, как следствие, заикаться.

Чтобы ваш ребенок не заикался, необходимо:

- погрузить ребенка в полноценную и спокойную речевую среду;
- оградить малыша от общения с детьми, у которых такой же дефект;
- исключить психологическую напряженность в семье, включая телесные наказания;
- исключить любой вид запугивания ребенка.

Если вы заметили дефекты речи у вашего ребенка, что делать?

1. Например, ребенок начал коверкать слова или произносить их неправильно. Не следует зацикливать на этом внимание. Не мучайте ребенка просьбами многократно повторять искаженные слова. Просто постарайтесь громко и четко произносить трудное слово. В итоге ребенок на подсознательном уровне его запомнит.

2. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неверно произнес слово. Спокойно произнесите правильный вариант. Если вашему ребенку удалось выговорить нужный звук, обязательно похвалите его.

3. Не забывайте побольше читать ребенку книги, сказки, петь детские песни, декламировать стихи и т. д.

4. Ежедневные физические упражнения способствуют не только развитию координации, но и развитию речи.

5. Не забудьте! Если ваш ребенок плохо разговаривает или вам что-то не нравится в его произношении, не откладывайте визит к врачу.

Логопед Детского Центра ЛОГОС обязательно поможет Вашему ребенку - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!