Так хорошо, что даже плохо


Почему большой успех может стать стрессом для ребенка? Как помогать детям в подобных ситуациях? Нужно ли готовить к возможной победе заранее?

успех для ребенка может быть стрессом

Специалисты говорят, что любого человека из равновесия может вывести не только очевидно неприятное событие. То, что окружающими воспринимается как большое счастье, тоже нередко является стрессом. В психологии такое явление называется позитивной травмой.

Зло и добро. Это может показаться странным, но нервная система одинаково реагирует и на грусть, и на радость. Но в первом случае принято сочувствовать и помогать, а как вести себя во втором, понятно далеко не всегда и не всем.

Внезапная позитивная эмоция нередко портит и приостанавливает жизнь. В детстве любой стресс полезен в плане опыта для дальнейшей жизни, но только в случае адекватного проживания травмирующей ситуации. Помните, что на переработку любого важного события нашей психике требуется не менее года, а иногда и больше. Важно иметь в запасе именно столько времени. Особенно в случае с детьми.

В своем мире. Взрослому, благодаря приобретенному за годы жизни опыту, справиться с травмой проще. Ребенок подвержен различным эмоциональным скачкам просто в силу возраста. Малыш может замкнуться в себе, начать капризничать и плакать без всякого повода, потерять прежние интересы или резко измениться. Все эти признаки – повод для беспокойства и обращения к психологу.

Если ваш ребенок пережил большой успех, вам придется проявить к нему максимум внимания. Для детей стрессом являются призовые места на олимпиадах, хорошо сданные экзамены, поступление в лицей или гимназию, победа на соревнованиях и т.п. Плохо, когда подобные события становятся мерилом собственной значимости, успешности, возвышают ребенка над сверстниками. Крупные победы происходят довольно редко, а вот самооценка может вырасти буквально до небес за один день. Теперь малыш постоянно будет нуждаться в определенной эмоциональной подпитке, страдать, когда его перестанут хвалить и восхищаться им. Самооценка так же резко упадет, ребенок растеряется, не понимая, что ему делать дальше.

Помощь. Постарайтесь добиться того, чтобы ребенок поговорил с вами о своих переживаниях. Действуйте аккуратно и постепенно, не торопите и не настаивайте на предельной откровенности. Интересуйтесь его мнением по тому или иному поводу, угадывайте, какие чувства он испытывает в данную минуту. На банальный вопрос: «Как дела?» у детей есть такой же стандартный ответ: «Нормально».

Видите, что ребенок слишком весел и возбужден либо, наоборот, замкнут и подавлен? Говорите с ним прямо. Спросите, не нужна ли ваша помощь, поделитесь собственными переживаниями по поводу случившегося. Нельзя злоупотреблять суровыми и драматическими интонациями, лучше непринужденно поболтать на прогулке или за ужином.
 

профессиональная помощь вашему ребенку

Поддержка. Для детей очень важна эмоциональная опора. В травмирующей ситуации нельзя недооценивать случившееся, давать малышу оценку, как-либо обзывать его. Поговорите с воспитателями в садике или учителями в школе – они тоже могут не понимать, что происходит. Хорошо, если среди родственников или друзей есть взрослый человек, которому ваш ребенок доверяет. Не обижайтесь, что с вами сын или дочь не так откровенны. Наладить контакт можно и позже, сейчас это не так важно.

Если не получается общаться на вербальном уровне, попробуйте задействовать тактильность. Гладьте по спине и по голове, обнимайте, стряхивайте с одежды несуществующие пылинки – подобные нехитрые приемы позволяют детям почувствовать свою значимость для родителей, возвращают уверенность в себе.

Подготовка. Вы знаете, что в жизни ребенка предстоят серьезные перемены – неважно, хорошие или плохие? Поговорите с ним об этом заранее. Мы не всегда можем угадать, как малыш отреагирует на то или иное событие. Возможно, он воспримет все иначе, чем вы. Мама и папа рады, что сын поступил в престижный лицей, а для него это означает, что придется заниматься еще больше. Соответственно, времени для игр и прогулок совсем не останется.

Чем позитивная травма отличается от негативной?

- У ребенка нет права на страх и грусть. Когда с нами случается что-то плохое, окружающие воспринимают наши отрицательные эмоции как норму. В обратной ситуации человека ожидают пренебрежение и недоумение.

- Растерянностью. Дети не знают, как реагировать на событие, не могут связать свои эмоции, испытывают панику, боль и отчаяние.

- Отсутствием поддержки. Никому не придет в голову утешать малыша после пережитой огромной радости или большого успеха.
 

Записаться на занятия можно по телефону:

+7(495)999-03-17

оставить комментарий